Есть в некоторых селах особая атмосфера душевности и любви к своей малой родине. А исходит все от людей, от их воспитания, уважения к старшему поколению и той незабвенной памяти, которую хранят не только на полках музеев, но и передают из уст в уста… Сегодняшний наш рассказ о педагоге, которого вспоминают добрым словом и стар и млад в селе Веселая Гора.
Талантливый молодой специалист появился в селе
Односельчане Веселой Горы с чувством особой теплоты вспоминают своего учителя Петра Михайловича Ковбасюка.
Родом Петр Михайлович был с Черкащины. В 1930 году он, окончив Уманский педагогический техникум, приехал в Веселую Гору. Молодой учитель начал в селе свою трудовую деятельность и остался здесь навсегда.
Авторитет Петра Михайловича был огромный, ведь он был необыкновенно талантливым человеком: мастер на все руки, рисовал, владел музыкальными инструментами. Одно из его любимых занятий – играть в пьесах, которые ставились в местном клубе.
Петр Ковбасюк создал оркестр народных инструментов. Молодежь, особенно девушки, начали петь и выступать с оркестром на сцене. А еще Петр Михайлович выпускал световую газету, которую демонстрировал перед показом сеанса кинофильмов: на чистой пленке он рисовал карикатуры нерадивых односельчан, сопровождал демонстрацию стихами.
Учитель начальных классов преподавал в школе и для старших учеников: учил детей физике и химии, черчению и работе в школьной мастерской. В 1933 году был первый выпуск веселогоровцев с 7-летним образованием, среди выпускников был и Герой Советского Союза Василий Егорович Корда.
А после была война…
Из воспоминаний Петра Ковбасюка:
– Через месяц после начала Великой Отечественной войны меня мобилизовали в армию. Это был конец июля 1941 года. Попал я в Харьковскую область, там как раз формировался зенитно-артиллерийский полк.
Меня, как человека с образованием, взяли командиром орудия. Нас начали обучать, как обращаться с пушкой. Дали мне расчет (4 человека), а где-то через два месяца без предупреждения подняли полк и повели на восток.
Тогда мы еще не знали, что дана команда закрепить часть наших войск на Волге, у города Сталинграда, чтобы не допустить немцев к каспийской нефти. Полк шел пешком, добирались мы 1,5 месяца, на ночлег останавливались в селах, в поле, в городах.
Везде были наши солдаты, пехота тоже шла на восток. К ноябрю 1941 года наш полк пришел в Сталинградскую область. Остановились мы недалеко от Волги. Стояли на квартирах в близлежащих селах. Снова занимались, учились заряжать пушку, стрелять по команде. Постепенно к Волге начали подтягивать военную технику, и так продолжалось до начала 1942 года.
Зимой 1942 года начал приближаться гул войны. Нас послали под самый Сталинград. Две тысячи зенитных пушек обеспечивали оборону города. Мы выкопали землянки, сами сделали нары, где-то достали печку-буржуйку и так жили. Рядом, в двадцати метрах, стояли по периметру квадрата четыре пушки. Возле них дежурил часовой, а в центре квадрата находилась землянка с телефоном и приборами. Оттуда шли команды часовому. Команда «Положение №1» означала, что вся артиллерийская прислуга должна выскочить из землянки и занять соответствующие места.
Немцы приближались к Сталинграду и посылали часто впереди себя самолеты. Авиация бомбила наши войска, артиллерию, особенно часто бомбежки происходили ночью.
С начала 1942-го до начала 1943 года бои под Сталинградом шли ежедневно. Гул стоял беспрерывный, до горизонта везде были взрывы, летели бомбы… Особенно мне запомнился звездный налет. Со всех сторон на наши наземные войска однажды ночью налетели немецкие самолеты. Казалось, что вместо звезд в небе одни самолеты. Налет продолжался три часа. Наша артиллерия сбила за это время 40 вражеских самолетов. В небе постоянно над нашими головами шла битва советских летчиков с немецкими. А с земли помогала нашим асам артиллерия. До сих пор жутко вспоминать то время. Мне долго и часто снились фрагменты этой ночи.
Немцев не пускали к Волге. Но в Сталинград они прорывались. Бои шли за каждый метр, за каждый дом. Непосредственно бой я не видел – ведь артиллерия находилась на расстоянии от непосредственных боевых действий.
Рядом с нашей землянкой находился овраг. Однажды немцы в очередной налет сбросили бомбы прямо на нашу землянку. Мы бросились в овраг, и нас привалило землей. Очнулся я уже в госпитале. Месяц ничего не помнил. Только осознавал, что жив.
После прохождения комиссии признали меня годным к строевой службе и после отпуска я был снова призван в 51-ю армию, она базировалась тогда в городе Краснодоне. В составе этой армии, уже бухгалтером, я и закончил войну в Латвии.
В сентябре 1945 года вернулся домой, в ставшее мне родным село Веселая Гора.
Послевоенные будни
В Веселогоровской школе Петр Михайлович работал до 1971 года, ведь он всей душой любил детей, умел с ними общаться просто и открыто, иногда с юмором, часто оказывая сильное положительное влияние на их судьбы.
Об этом говорят отзывы бывших учеников, которые потом сами стали педагогами, уважаемыми людьми.
Петр Михайлович до последнего вздоха оставался верным своему призванию – быть учителем! Он отличался огромным чувством ответственности, искренности, мудрости, всегда охотно встречался с детьми, интересно делился с ними воспоминаниями о Великой Отечественной войне.
Умер Петр Михайлович Ковбасюк в 95 лет, оставив о себе добрую память.
Елена Кобзева, фото из архива библиотеки села Веселая Гора





