Стахановское движение развернулось не только в угольной отрасли. Много новаторов было и среди металлургов. Кузнец Александр Бусыгин, сталевары Макар Мазай, Иван Белов, Алексей Грязнов… Передовиками производства славился и Стахановский ферросплавный завод.
Заполучить в качестве собеседника Николая Дмитриевича Гриня – известного ферросплавщика-орденоносца – хотелось давно. Чувствовалось, что его воспоминания будут интересными, как и размышления о современности. Так и оказалось.
Воспоминания детства
Николай Гринь родился в октябре 1940 года в Гуляй Поле Запорожской области. Отец Дмитрий Данилович трудился на заводе сельскохозяйственного машиностроения «Красный металлист». Когда началась Великая Отечественная война, отправился на фронт.
– Отец был артиллеристом. Прошел всю войну, участвовал в Маньчжурской операции. Вернулся домой осенью 1945-го. У него много наград, в том числе орден Боевого Красного Знамени, медаль «За отвагу». Я мальчишкой часто игрался ними. Отец много рассказывал о войне, о том, как стойкость и героизм наших воинов победили фашизм, – рассказывает Николай Дмитриевич.
Мать Екатерина Лаврентьевна ушла из жизни молодой – подвело больное сердце. 8-летнего Колю воспитывали бабушка Валентина Ивановна и старшая сестра Полина.
«Правильно, металлурги»
Как и все мальчишки того времени, Николай мечтал стать военным. Точнее, военным моряком. В 1958-м, после окончания школы, поступал в высшее инженерное военное училище им. П. С. Нахимова в Севастополе, но в медкомиссии заявили, что парень не годится в плавсостав по состоянию здоровья.
– А так как в Запорожье родился и вырос, там кто на передовицах газеты «Запорожская правда»? Правильно, металлурги. Ни в одном городе в УССР не находилось столько предприятий металлургического профиля. Мне стало интересно, как варят сталь, – объясняет ветеран.
В результате Николай выбрал специальность «электрометаллургия стали и сплавов» в Запорожском металлургическом техникуме им. А. Н. Кузьмина. Учился хорошо. Его одногруппником и соседом по комнате в студенческом общежитии оказался Владимир Ерко. Да, тот самый, который потом станет главным инженером Стахановского ферросплавного завода и почетным гражданином нашего города.
Жизнь среди терриконов
В 1961-м, когда началось строительство Алмазнянского завода ферросплавов, Николай Гринь окончил техникум и еще с девятью выпускниками приехал в Донбасс.
– Конечно, другую картину увидели: терриконы, копры, шахтеры… Сразу поехали в Алчевск: разведку делали на новой территории. (Смеется.) На строящемся заводе тогда существовали только фундаменты печей, поэтому нас отправили обратно в Запорожье на ферросплавный стажироваться. Через полгода вернулись, печи уже на подходе, – вспоминает Николай Данилович.
Когда вводили в эксплуатацию первую печь, работать на ней поставили опытнейших специалистов, приехавших со всего Советского Союза.
В бригаде Пищенюка
Специальность у Николая Гриня одна из важнейших в ферросплавном производстве – плавильщик.
Он попал в третью бригаду, которую возглавлял Герой Социалистического Труда Павел Пищенюк.
– Самая передовая на заводе. А сам Павел Иванович хороший мужик был, главное – справедливый, требовательный. Сказал: «Это надо» – значит, действительно нужно сделать, причем качественно и в срок. А как же иначе? Если будешь некомпетентен в своей профессии, то какой авторитет у тебя будет как у специалиста и руководителя? Даже если будет диплом вуза или десять, люди сами дадут справедливую оценку. Ты должен все знать, потому что производство относится к категории опасных. В случае необходимости решения надо принимать мгновенно. Смена – трудовая битва. Завершили ее, пошли в баню, помылись – и как заново народились, – смеясь рассказывает Николай Дмитриевич.
В марте 1962-го, когда включали вторую печь, он уже был бригадиром.
Стахановский завод входил в число лучших среди ферросплавных по технико-экономическим показателям в Союзе. Причем перед металлургами стояла задача не просто выплавить металл, но и строго соблюдать нормы расхода электроэнергии, шихты и прочих материалов.
Комфортная должность
На ферросплавном заводе Николай Гринь отработал 30 лет: мастером, начальником смены, старшим мастером. Ему предлагали должности и повыше. Но наш герой отказывался: мол, я не карьерист, мне комфортно мастером, потому что с людьми интересно работать.
– Начну с того, что металлургия – основа мощи любого государства. Металлург – звучит гордо. Ферросплавщик должен быть трудолюбивым, выносливым, работы не бояться. Она сложная, опасная: горячий металл – это вам не вода. Сто потов сойдет за смену, соль будет выступать на рубашке… Здесь очень важны дружба, товарищество. Каждый всегда готов подставить плечо. Иногда такие ситуации возникали, когда в одиночку попросту не справиться. Мастер должен быть там, где тяжело. Конечно, и интуиция много значит, – рассуждает металлург.
Продолжительное время он был председателем совета мастеров Стахановского ферросплавного завода.
Дед Мороз и рыбак
На заслуженный отдых Николай Дмитриевич ушел в 1990 году.
– Специально переработал полгода после пенсии, чтобы трудовой стаж был ровно 30 лет, – объясняет он.
Впрочем, связей с родным предприятием ветеран не терял. Долгое время, будучи на пенсии, руководство приглашало его делиться опытом с молодыми горновыми и плавильщиками.
В клубе «Бодрость», созданном профсоюзной организацией, для Николая Гриня всегда находилось дело. Так, на новогодние представления именно ему поручали главную роль – Дед Мороз получался колоритным и настоящим.
А еще Николай Дмитриевич – заядлый рыболов с солидным стажем.
– Рыбу всю жизнь ловлю. Объездил и зимой, и летом Донецкую, Луганскую, Харьковскую, Ростовскую и Волгоградскую области. Заработаю неделю отгулов – и вперед. Сколько обычно ловил рыбы? Да она мне вообще не нужна. Мне процесс важен, – с улыбкой поясняет он. – Вообще, у нас бригада рыбацкая была. В основном ездили на МиронГРЭС.
Вторым хобби для души, а заодно и экономии семейного бюджета являлась дача с фруктовым садом и огородом для выращивания помидоров, огурцов, «чесночка, лучка и морковочки».
Семья – надежный тыл нашего собеседника. Жена Валентина Ивановна трудилась водителем трамвая. К сожалению, дочь Татьяна ушла из жизни, поэтому воспитанием внучки Елены занимались бабушка и дедушка.
Самая дорогая награда
Труд Николая Гриня отмечен многими наградами. С 1972 года он 4 года подряд был победителем социалистического соревнования. Множество благодарностей, грамота от ЦК профсоюзов металлургической промышленности Министерства черной металлургии. Орден Трудового Красного Знамени Николаю Дмитриевичу вручили в 1976 году, медаль «За заслуги перед городом Стахановом» – в 2008-м.
Но самой дорогой наградой он считает звание «Почетный металлург СССР», присвоенное в 1990 году.
– Советскому поколению пришлось пройти множество трудностей, войну и голод. Но это сплачивало людей, закаляло их характер. А патриотизм какой! Стахановское движение нам было известно еще со школьной скамьи: знали наперечет всех новаторов в различных отраслях народного хозяйства. И отношение к труду соответствующее: планы, причем серьезные, выполнялись, ни минуты простоя себе никто не позволял. Словом, все делалось для того, чтобы город, республика, страна становились с каждым днем сильнее и мощнее. Сегодня надо в полный голос говорить о стахановском движении, а молодежи – равняться на героев той сложной, но прекрасной эпохи, – считает Николай Дмитриевич.
(Материал редакционного проекта «Трудовая доблесть. Равнение на лучших»)
Ольга Георгиева, фото автора и из архива Николая Гриня






