На базе Луганского государственного университета имени Владимира Даля состоялся круглый стол

На базе Луганского государственного университета имени Владимира Даля состоялся круглый стол, посвященный актуальной теме «Формирование исторической памяти как основы патриотического воспитания личности».

Это важное мероприятие, приуроченное к 100-летию архивной службы Луганской Народной Республики, стало платформой для обсуждения лучших практик сохранения и передачи исторического наследия. В современных условиях, когда мир сталкивается с новыми вызовами и переоценкой ценностей, такое мероприятие приобретает особую значимость. Оно призвано подчеркнуть гордость за прошлое и настоящее нашей страны, а также укрепить уверенность в ее победе.

Ключевой задачей собрания стало определение путей, по которым передача исторических знаний и документов личного происхождения, включая материалы участников специальной военной операции, может способствовать восстановлению исторической правды.

В работе круглого стола приняли участие ведущие специалисты архивной службы Луганской Народной Республики, Государственного архива ЛНР, директор областного казенного учреждения «Государственный архив Липецкой области» Е.А. Астафурова, студенты-историки вуза.

Круглый стол предоставил уникальную возможность для специалистов, историков, педагогов обменяться опытом и наработками в области патриотического воспитания.

В качестве спикеров и докладчиков выступили сотрудники Луганского государственного университета имени Владимира Даля.

Также на мероприятии присутствовали: заместитель руководителя Федерального архивного агентства С.В. Костоглод, сенатор Российской Федерации от Луганской Народной Республики О.Е. Бас, начальник управления ЗАГС и архивов Липецкой области С.А. Королева.

– В современном мире, где дискуссии о преемственности поколений приобретают особую актуальность, важность сохранения и изучения исторической памяти становится очевидной.  И сегодняшний круглый стол, служит ярким примером передачи опыта от признанных специалистов архивной службы к молодому поколению, – сказала сенатор РФ от Луганской Народной Республики Ольга Бас. – Патриотическое воспитание тесно связано с формированием осознанного отношения к истории. Архивариус – это не просто хранитель документов, это страж памяти народа. Именно он бережно собирает, систематизирует и сохраняет для будущих поколений свидетельства прошлого: письма, фотографии, карты, записи. А это бесценный источник знаний о прошлом, позволяющий не только восстановить хронологию событий, но и понять их контекст, мотивацию участников, а также последствия для будущего. Роль архивов особенно возрастает в ситуации, когда исторические факты подвергаются сомнению или искажаются. На примере Донбасса, где сегодня ведется борьба за сохранение исторических и культурных связей с Россией, архивы становятся решающим фактором в подтверждении объективной истины. Документы, фотографии, хранящиеся в архивах, – это неопровержимые свидетельства прошлого. Они позволяют проследить эволюцию отношений между народами, а также понять причины и следствия политических решений. Поэтому задача архивариусов приобретает не только профессиональное, но и общественно-политическое значение. Необходимо сохранить уважение и почтение к тем, кто сражался за страну и ее свободу. Важно подчеркнуть преемственность дела наших предков и справедливость нашей борьбы.

Обсуждения дало возможность выработать новые подходы к интеграции исторической памяти в образовательные программы, а также в создании мемориальных и культурных инициатив, направленных на увековечение памяти о героических страницах истории.

Особое значение круглого стола заключалось в возможности активизировать сотрудничество между различными учреждениями и организациями, работающими в сфере образования и патриотического воспитания. Это позволит разработать новые методические рекомендации, повысить уровень информированности о важности сохранения исторической памяти и создать условия для более тесного взаимодействия между архивами, музеями и образовательными учреждениями.

– Архивы и музеи – хранители исторической информации. Документы, предметы быта, произведения искусства – всё это фрагменты большой мозаики, из которых складывается целостная картина прошлого.  Систематическое изучение этих источников позволяет получить достоверные знания о событиях, персонах и эпохах, которые формировали нашу национальную идентичность. Однако важно не только хранить историческую память, но и эффективно её передавать будущим поколениям.  Для этого необходимо привлекать внимание молодёжи к истории, вызывать у неё живой интерес к изучению прошлого. Наиболее действенным способом формирования исторической памяти является личный опыт. Беседы с родственниками, участниками исторических событий, ознакомление с семейными архивами и преданиями – всё это создаёт эмоциональную связь с прошлым и делает историю более осязаемой и живой. За последние десятилетия мы стали участниками и очевидцами ряда значимых геополитических событий, а это – бесценный источник информации. Собирание, изучение и анализ таких сведений – важная задача для создания более полной и объективной картины нашей истории. Стоит отметить, что сохранение исторической памяти – это не просто задача для архивистов, но и ответственность всего общества.  Изучая прошлое, мы можем лучше понять настоящее и строить более справедливое и процветающее будущее, – отметил директор Луганского краеведческого музея Артем Рубченко

Студент-историк третьего курса университета имени Владимира Даля Павел Денисов отметил особую значимость данной темы в современном мире, где преобладает дезинформация и искажение фактов. По его мнению, формирование у молодежи патриотического воспитания на основе достоверной исторической памяти является залогом здорового общественного сознания. Павел подчеркнул, что участие в круглом столе позволит студентам получить доступ к уникальному опыту архивариусов, историков, представителей власти и руководителей музеев.  «Все эти специалисты обладают глубокими знаниями и доступом к первоисточникам информации – основам истины. И это здорово, что они с нами делятся своим опытом, своими знаниями», – отметил студент.

Надежда Стахник, также студентка-историк третьего курса, поддержала тезис о важности обсуждения данной темы, особенно в свете современной политической обстановки. Она уверена, что конференция стала плодотворной площадкой для обмена мнениями, выработки новых идей и получения свежей информации.

– Участие в дискуссии для некоторых из нас стало стимулом для самоанализа. Были высказаны определённые точки зрения. И, возможно, кто-то задумался, кто-то приобрел новые знания и принял важное решение, касающиеся будущей профессиональной деятельности.