Геннадий Белоусов: «Саксофон – мой лучший собеседник, говорящий на языке чувств»

В мире музыки, где каждый инструмент обладает своим неповторимым звучанием, саксофон выделяется особой выразительностью. Его страстные, меланхоличные, а порой игривые мелодии способны тронуть самые сокровенные струны души.

О многогранности саксофона, богатстве его звучания, мотивах своего выбора этого инструмента и мудром наставнике рассказал студент 4-го курса Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского Геннадий Белоусов. Мы побеседовали с ним в преддверии Дня саксофона (6 ноября).

К музыке через поколения

 Роль бабушек и дедушек в жизни внуков поистине неоценима. Когда родители заняты, старшее поколение всегда готово подарить детям максимум внимания. Более того, оно часто открывает для внуков мир полезных занятий, способных стать увлечением всей жизни. Так произошло и с нашим героем. Его дедушка, несмотря на отсутствие профессионального музыкального образования, владел баритоном, клавишными, бас-гитарой… По совету старшего родственника юный Гена и начал свой музыкальный путь с блок-флейты, что в итоге привело его в Стахановское музыкальное училище № 1.

Инструмент, открывший мир эмоций

– Первый год я учился играть на ней, а затем встал вопрос, какой духовой инструмент подлежит моему дальнейшему освоению, – рассказывает Геннадий. – Хотел остановиться на кларнете. Но все-таки мне подсказали выбрать саксофон как более многоплановый инструмент, способный выражать широкий спектр эмоций. И я не пожалел!

«Саксофон стал для меня не просто инструментом, а голосом, с помощью которого я могу говорить с миром».

Геннадий Белоусов

– Благодаря моему учителю Николаю Павловичу Йовсе я начал осваивать секреты игры на саксофоне, – продолжает рассказ музыкант. – Обучение под его руководством в колледже культуры и искусств академии имени Матусовского открыло для меня огромный потенциал этого инструмента. Затем я поступил в академию, где продолжаю набираться опыта у этого замечательного маэстро и до сих пор являюсь его учеником.

 Джаз в сердце

Когда речь заходит о том, как извлечь из саксофона самые волшебные звуки, Геннадий признается: классика ему, безусловно, нравится, но джаз занимает особое место в его сердце.

Геннадий оттачивает свое мастерство, постигает тонкости музыкальной теории и, конечно же, углубляется в мир джаза – жанра, который, по его собственному признанию, способен приносить истинное удовольствие.

– Джаз – это здорово! – с искренней убежденностью говорит юноша. – Его импровизации, свобода выражения предоставляют саксофонисту безграничные возможности для творчества. Это диалог, где каждый звук имеет значение, где мелодия рождается на ходу, а ритм заставляет сердце биться ему в унисон. Джазовая импровизация – не просто набор нот. Это рассказ, исповедь, путешествие в неизведанное. Это когда ты забываешь обо всем и становишься частью чего-то большего – частью традиции, частью истории, частью души. Это невероятно круто!

До мурашек по коже

Ну кто из вас, читатель, не слышал простую и в то же время исполненную притягательной силы инструментальную композицию Кэнди Далфер (саксофон) и Дэвида Стюарта (гитара). Она до сих остается самой непреходящей и узнаваемой мелодией, способной мгновенно перенести слушателя в атмосферу теплого летнего вечера, где каждый звук – это отголосок безмятежности и искренней радости. Вспомните!.. Эта музыка не кричит – она шепчет, приглашая к созерцанию, погружению в собственные мысли и чувства, оставляя после себя легкое послевкусие ностальгии. А еще – ощущение чего-то очень важного, но неуловимого. Ах, красота! А давайте послушаем российских саксофонистов Игоря Бутмана или Анастасию Высоцкую… Это настоящий сплав классической школы и новаторского звучания, где каждая нота наполнена страстью и виртуозностью. Их мастерское исполнение заставляет сердце биться чаще и оставляют неизгладимый след в памяти.

Гармония таланта и труда

Луганская академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского, несомненно, является благодатной почвой для развития таланта Геннадия. Здесь он получает не только академические знания, но и возможность выступать на сцене, участвовать в больших концертах, общаться с единомышленниками и профессионалами. Это создает благоприятную среду для роста и формирования его музыкального стиля.

– Моя деятельность не ограничивается учебой в академии, – делится саксофонист. – Я также преподаю в колледже при этом учебном учреждении и являюсь участником оркестра театра имени Голубовича, где регулярно выступаю во время спектаклей.

Геннадий Белоусов как студент принимает участие в симфоническом оркестре академии.

– Сейчас готовимся к концерту, посвященному творчеству Михаила Матусовского, – уточняет музыкант. – Признаться, времени у меня в обрез, поэтому стараюсь упорядочивать его и использовать рационально. Для успешных выступлений необходима постоянная готовность и отличная форма. Ключевой момент – непрерывное совершенствование мастерства, оттачивание игры на саксофоне. Этот инструмент не просто передает глубину и выразительность музыки, но и раскрывает всю палитру человеческих чувств, что зритель должен ощутить. Это кропотливая работа над собой, требующая полной отдачи и где-то даже самопожертвования.

Музыка, слово, любовь…

По завершении обучения в академии Геннадий планирует углубить свои знания в магистратуре. Он намерен успешно совмещать учебу с концертными выступлениями и преподаванием. В дополнение к своим основным навыкам студент осваивает игру на кларнете. По его словам, этот инструмент привлекает его своим мягким звучанием, которое отличается от саксофона, хотя и имеет с ним определенное сходство.

– Я большой поклонник классической литературы, – признается саксофонист. – Сейчас перечитываю Пушкина, восхищаюсь Достоевским, Гоголем, Булгаковым… Уайльд и Брэдбери – тоже мои фавориты. Меня привлекает глубина их мысли.

Геннадий улыбается: «Все это – настоящее искусство слова. А саксофон – это моя музыка! Он всегда рядом, мой верный спутник, мой лучший собеседник, говорящий на языке чувств. И эти чувства я во всей полноте разделяю с моей любимой девушкой Ангелиной».

                                          Евгений Сурожский, фото из личного архива героя публикации