Чеховская криница в Донской Швейцарии получила новую жизнь

«Жил я в последнее время в Донской Швейцарии,

в центре так называемого Донецкого кряжа:

горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь,

степь… Впечатлений тьма», – Антон Чехов

В окрестностях Антрацита, вблизи поселка Садового, места что ни на есть удивительные. Рагозина балка хранит в себе память о классике мировой литературы Антоне Чехове. Наши края известный писатель посещал не единожды, в частности в 1887 году. Здесь, у криницы, неподалеку от хутора он очень любил проводить свои вечера. Восхищаясь красотой донбасской природы, Антон Павлович величественно называл эту землю Донской Швейцарией, так его впечатлили бескрайние степи, леса, овраги, холмы. Здесь он написал свои лучшие произведения. А чеховская криница, которую спустя почти 100 лет благоустроил и сохранил для потомков наш земляк Константин Жолос, сегодня обрела новую жизнь.

У истоков истории

Впервые наш край Антон Чехов посетил, будучи 17-летним юношей. В 1877 году он учился в Таганрогской гимназии. Свои летние каникулы он провел на хуторе отставного хорунжего Гавриила Павловича Кравцова. Его сына Петю Антон Павлович готовил к поступлению в юнкерское училище. Петр Кравцов был всего на год моложе Чехова, поэтому они быстро нашли общий язык, между репетитором и его учеником зародилась дружба.

Степной хутор Кравцова – Рагозина балка – находился одиноко «вдали от людей» на просторах Донецкого кряжа. О жизни Антона Павловича у Кравцовых вспоминает его брат Михаил Павлович:

«Там он научился стрелять из ружья, познал все прелести ружейной охоты, там он научился гарцевать на безудержных степных жеребцах».

По отъезде из хутора писатель не прерывал связи с Кравцовыми, переписывался с ними, высылал журналы, газеты. Спустя десять лет, в марте 1887 года, узнав, что Антон Павлович нуждается в поправке здоровья, Кравцов радушно пригласил его к себе в Рагозину балку, обещая создать ему условия и простую сытую жизнь.

В апреле того же года 27-летний Антон Чехов направился в Таганрог и Донбасс. Вот что писал Чехов своей сестре Марии об этом:

«23 апреля 1887 года, Зверево. 3 часа ночи. Опять сижу в Звереве, чтобы ехать в Новочеркасск на свадьбу… В субботу опять к Кравцову и опять ждать в Звереве 9 часов… У Кравцова живется недурно: лес, степь в широких размерах, дудаки, кислое молоко и еда 8 раз в день. Живя у Кравцова, можно излечиться от 15 чахоток и 22-х ревматизмов».

И еще: «Что у нас тут роскошно, так это горы… Недалеко шахты. Завтра рано утром еду в Ивановку за 23 версты, за письмами, на дрогах и в одну лошадь… Едим индюшачьи яйца. Индейки несутся в лесу на прошлогодних листьях. Кур, гусей, свиней и прочих тут не режут, а стреляют. Стрельба непрерывная».

Чехову полюбился наш народ, безбрежные донские просторы. Колорит степного края, простые люди вселяли в него бодрость, давали новые силы, будоражили его творческие мысли. Этими впечатлениями полны рассказы Антона Чехова «Русский уголь», «Казак», «Страхи», «Происшествие», «Счастье», «Перекати-поле», «Печенег», «В родном углу», повести «Степь», «Огни», пьеса «Вишневый сад» и другие. В письмах великого писателя встречается упоминание о Донской Швейцарии, но тогда конкретно никто себе не представлял, какие именно места имел в виду Антон Павлович.

Истинно народная стройка

О пребывании Чехова в наших краях узнали совершенно случайно. Во время турпохода школьники из Антрацита на хуторе Садовом возле Боково-Платово услышали о роднике, который местные называют Чеховской криницей. Начали расспрашивать старожилов, и один из них – Василий Адаменко – сообщил, что его мать, работавшая у Кравцовых, не только помнила писателя, приезжавшего в имение, но и рассказывала, что тот любил уединяться у источника.

Увековечил память о Чехове Константин Жолос – председатель президиума Антрацитовской городской организации общества охраны природы. В историко-литературном очерке «Донская Швейцария» Константина Спиридоновича описано пребывание Антона Чехова на Антрацитовской земле, влияние этого факта на его творчество, история поиска и благоустройства Чеховской криницы.

«Во время экскурсии у родника родилась у меня мысль увековечить память о пребывании Чехова на Антрацитовской земле. Шли годы, но мысль не покидала меня. Когда вышел на пенсию, занялся строительством. Осенью 1978 года геодезическую съемку местности провели маркшейдеры шахты «Центральная». Первопроходцами в строительстве криницы были учащиеся городского технического училища № 41», – отмечает Константин Жолос на страницах своего историко-литературного очерка.

Работы над восстановлением Чеховской криницы можно назвать истинно народной стройкой. 15 коллективных членов Антрацитовского городского общества охраны природы принимали участие в ее строительстве и благоустройстве.

Родник благоустроили и установили к 80-летию со дня смерти Антона Чехова. Чеховская криница считается Государственным гидрологическим памятником природы.

Второе рождение

Долгие годы за Чеховской криницей ухаживают сотрудники и воспитанники Антрацитовского эколого-натуралистического центра учащейся молодежи. Они даже реализовали несколько проектов, исследовали территорию земли вокруг родника, флору, фауну, воду из криницы. Директор центра Тамара Ткаленко давно мечтала возродить там мемориальную плиту, которую еще в 1990-х не пощадили охотники за металлом. На помощь пришел неравнодушный человек – руководитель компании по изготовлению гранитных памятников Владимир Костромин.

– Тамара Александровна предоставила нам старые фотографии этого места. Мы постарались, разобрались, что там было изображено. И вот спустя месяц работы получилась такая мраморная плита. Это наша память, наша история. Отказать в таком добром деле не могли, – сказал Владимир Костромин.

На открытии восстановленного памятника природы собрались экологи, историки, поэты, меценаты. Студенты медицинского колледжа, творческий коллектив пгт Крепенского подготовили театрализованную программу, которая познакомила собравшихся с биографией писателя. Директор эколого-натуралистического центра Тамара Ткаленко поблагодарила мецената, участвовавшего в восстановлении Чеховской криницы, и вручила ему благодарственное письмо.

– Мы рекомендовали включить в экскурсионные маршруты по нашей республике Чеховскую криницу. Это место памяти об Антоне Чехове и Константине Жолосе, который вложил в него много сил и труда, – добавила Тамара Ткаленко. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем охрана окружающей. Чеховская криница в данном случае играет две эти важные роли. Будем верить, что люди будут бережно относиться к ней.