Увидеть и предупредить: интервью с врачом УЗД

29 октября свой профессиональный праздник отмечают врачи одной из важных медицинских специальностей – ультразвуковой диагностики. О том, как работает УЗИ, и о том, что специалисты видят внутри человека, корреспонденту «ЛУГАНЬМЕДИА» рассказал врач-диагност Славяносербской ЦРБ Константин Герасимов.

– Константин Борисович, расскажите о своей работе. Как Вы пришли в профессию?

Мой профессиональный путь в медицине начался 39 лет назад, 2 августа 1986 года, и был предопределен семейной традицией – оба моих родителя были врачами, так что другого призвания для себя я просто не представлял.

По основной специальности я акушер-гинеколог. Когда родильное и гинекологическое отделения закрылись, я не остановился в развитии и получил дополнительную квалификацию. Сегодня, уже на протяжении пяти лет, я успешно совмещаю две важные роли: провожу диагностику как врач ультразвуковой диагностики и веду пациентов в качестве врача-онколога.

– Вы врач ультразвуковой диагностики широкого профиля или узкой специализации – по гинекологии?

– Я врач ультразвуковой диагностики с широким профилем работы. Это означает, что я провожу исследования органов брюшной полости, малого таза, почек, щитовидной железы, мягких тканей и другие. При этом, как и в любой современной медицине, у нас существует разумное разделение по узким направлениям для повышения точности диагностики. Например, УЗИ сердца (эхокардиография) в нашей клинике не делают – это отдельный специфический метод исследования.

– Чаще всего что просят посмотреть на аппарате?

– Чаще всего я провожу УЗИ брюшной полости, органов малого таза и забрюшинного пространства. Отдельно отмечу диагностику молочных желез. И здесь нас очень выручило появление цифрового маммографа.

Маммография дает ясную и объективную картину. Это позволяет нам направлять женщин к онкологу или маммологу на самой ранней стадии заболевания, что кардинально меняет прогноз лечения. Мы очень рады такому пополнению в нашем арсенале.

– Как Вы считаете, от чего зависит успех ультразвуковой диагностики – знаний врача или суперсовременного аппарата?

– Однозначно первостепенное значение имеет опыт и уровень подготовки врача. Даже самый технологичный аппарат – всего лишь инструмент. Если специалист не видит клинической картины в целом, не знает анатомии во всех нюансах и не обладает наработанным алгоритмом поиска, то самый совершенный прибор не поможет поставить достоверный диагноз.

– Вы всегда полагаетесь только на свой опыт?

– Знаете, я убежден, что уверенность врача должна быть основана не только на собственном опыте, но и на готовности к коллегиальному решению. Если в сложном случае возникают сомнения – а в медицине они неизбежны – я всегда обращаюсь за консультацией к коллегам.

Не зря существует мудрая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Я демонстрирую обнаруженные аномалии, мы совместно анализируем картину, обсуждаем возможные интерпретации и только тогда приходим к взвешенному диагностическому заключению. Ведь в конечном счете именно от точности диагноза зависит успех дальнейшего лечения пациента, и здесь лучше объединить знания и опыт, чем полагаться лишь на собственную точку зрения.

– Бытует мнение, что УЗИ вредно, что Вы скажете?

– Моя позиция по этому поводу с годами стала более взвешенной. Если раньше в медицинском сообществе преобладало мнение о полной и абсолютной безвредности УЗИ, и его можно было проводить на любых сроках беременности без ограничений, то сегодня мы подходим к этому более осторожно.

Современная наука не имеет однозначных данных о потенциальном влиянии ультразвука на самые ранние, критические этапы формирования эмбриона. Поэтому, руководствуясь принципом «не навреди», я считаю разумным на малых сроках беременности избегать необоснованного и частого проведения УЗИ без четких медицинских показаний. Диагностика должна быть взвешенной, а ее потенциальная польза – всегда превышать любые теоретические риски.

– Скажите, аппарат 3D-4D – для красивой картинки? Или благодаря такому оборудованию можно что-то заметить, обнаружить?

– Поскольку я лично не работал на таком оборудовании, мне сложно давать экспертную оценку его диагностическим возможностям. Безусловно, те объемные и цветные изображения, которые оно предоставляет, выглядят очень эффектно и важны для будущих родителей.

Однако наш аппарат, являясь высококлассным ультразвуковым сканером, решает ключевые диагностические задачи в рамках стандартного протокола. Он предоставляет всю необходимую информацию для постановки точного диагноза. Каждое оборудование имеет свою специфику и, главное – чтобы его возможности полностью соответствовали клиническим задачам специалиста.

– Часто бывает, что пациент приходит просто провериться, а Вы что-то обнаруживаете у него, какую-то болезнь?

– Да, такое происходит. Но чаще бывает иначе: люди приходят уже осведомленными о своих хронических заболеваниях. Особенно это касается женщин после перенесенных гинекологических операций. И здесь возникает тонкий психологический момент: пациентки не всегда сразу сообщают о своей истории, они как бы проверяют тебя – ложатся на кушетку и внимательно следят за реакцией врача. Для них важно не только услышать мое заключение, но и убедиться, что я вижу полную картину, что могу «прочесть» их историю болезни по тем следам, которые она оставила. Это момент глубокого, невербального доверия и профессиональной проверки.

– На какой стадии аппарат УЗИ может диагностировать опухоль?

– Современная ультразвуковая диагностика позволяет визуализировать новообразования на самых ранних стадиях, когда они еще клинически не проявляются. Особенно эффективна диагностика в комплексе с новейшими лабораторными методами. Например, сейчас мы имеем возможность использовать специальные маркеры, которые в сочетании с ультразвуковой картиной позволяют с высокой точностью диагностировать такие заболевания, как рак яичника. Именно такой комплексный подход дает возможность выявлять патологии на той стадии, когда лечение наиболее эффективно.

Ольга Рудакова, фото автора