Мастер волшебных звуков Дмитрий Старченко: «Хочу звучать своими инструментами»

Уличный музыкант, играющий в переходе, может быть талантливым исполнителем, но он лишь посредник между слушателем и музыкой. Мастер же, создающий инструменты, стоит у истока этого процесса. Он дает возможность музыке зазвучать, воплотившись в своей физической форме.

В Луганске, наполненном уличными шумами и городской суетой, есть уникальное место – мастерская, где рождаются звуки, способные тронуть сердца миллионов. Здесь, где аромат древесины и лака смешивается с мелодичным звоном струн, творит волшебство Дмитрий Старченко – человек, чье ремесло тесно связано с музыкой. Он – изготовитель и реставратор гитар, мандолин и балалаек, мастер, который дарит людям радость общения с музыкальным искусством.

Доктор на все лады

Дмитрий – «доктор» музыкальных инструментов, он принимает в своей мастерской не только новичков, желающих освоить азы игры, но и опытных музыкантов, чьи верные спутницы-гитары нуждаются в профессиональном уходе.

Чаще всего к нему обращаются с просьбой отрегулировать инструмент. Гитара, купленная в магазине или «на районе», может потребовать настройки, чтобы звучать чище и ярче. Дмитрий сравнивает этот процесс с «ферм-приближением» – быстрым и точным выравниванием всех элементов инструмента. Самая распространенная проблема, с которой обращаются гитаристы, – отвал «башки», как ее называет мастер. Это может произойти из-за падения инструмента. Вторая по популярности поломка – замена или шлифовка ладов. Лады, представляющие собой металлическую проволоку на грифе, со временем стираются, и инструмент начинает подзванивать, теряя точность интонирования. Дмитрий аккуратно шлифует старые лады или заменяет их новыми, придавая им идеальную полукруглую форму для чистого и красивого звука.

Помимо серьезных ремонтов, мастер также занимается косметическими процедурами – перекраской корпусов гитар, возвращая им сияющий вид.

 Путь нашего героя к созданию музыкальных инструментов был непростым. Еще в юности, под впечатлением от электрогитары старшего брата, он начал постигать азы игры на этом инструменте.

Знать все о гитаростроении!

В 2007 году судьба свела его с бригадиром-гитаристом на мебельном производстве, где Дмитрий работал мебельщиком. Это знакомство стало поворотным моментом в его жизни. Началось сотрудничество, совместные музицирования и первые шаги в создании собственных гитар.

Цех мебельной фабрики предоставил молодому человеку возможность использовать инструменты для работы с древесиной, а интернет стал источником знаний о гитаростроении. По вечерам, по окончании рабочего дня, Дмитрий неустанно совершенствовал свое мастерство, изучал тонкости конструкции и акустики музыкальных инструментов.

Я всегда любил работать руками: рисовал, лепил, а работа с деревом – это просто источник вдохновения! – признается собеседник.

Стремление Дмитрия к созданию не просто качественных, но по-настоящему уникальных инструментов привело к тому, что он начал концентрироваться на разработке новых моделей.

Мне всегда хотелось создавать что-то новое, – говорит он. – Я хочу звучать своими инструментами. Это же так интересно, как он зазвучит – твой новый инструмент! На самом деле это всегда эксперимент, где расположение пружин, выбор древесины и даже форма корпуса играют важную роль в неповторимости звучания. Я могу точно рассчитать геометрию корпуса, подобрать качественную древесину и фурнитуру, выполнить каждый этап работы на высшем уровне. Но предсказать, как инструмент зазвучит в руках музыканта, невозможно.

«Могу сделать все четко, но сколько в нем будет энергии, сколько от него будет той волны, которая заставляет нас мурашиться, – тут я ничего не могу сказать. Ведь музыка – не просто звук, а нечто большее. Это вибрация, которая проникает в самую глубину души».

 Дмитрий Старченко

Каждый инструмент уникален, как отпечаток пальца

Дмитрий может рассказать о каждой ноте, о каждом витке струны, он знает все тонкости и умело использует их для создания инструментов с неповторимым характером. Мастер знает каждую жилку дерева, будто старого друга, и подбирает древесину так, словно выбирает ингредиенты для волшебного зелья: «Дуб – для мощного звука, ель – для звонкости, клен – для теплоты…»

Традиционно в создании акустических гитар используются «три кита» – красное дерево для корпуса и грифа, черное дерево или палисандр для накладки, а ель или кедр – для верхней деки.  

Эти породы ценятся за свои акустические свойства, позволяющие инструменту звучать ярко, сбалансированно и полно. Но настоящий мастер не ограничивается классикой. Он жаждет исследовать новые горизонты, экспериментировать с древесиной, словно с красками на палитре.

Одно дело, когда ты пользуешься древесиной, которая понятно уже, как звучит… Другое – исследовать наши породы на акустическую составляющую, – с азартом рассказывает Дмитрий.

В последние годы он обратился к местным породам, открывая для себя неожиданные возможности. Например, тополь, изначально не считавшийся ценным материалом, показал себя в его инструментах с исключительно яркой стороны.

Использование абрикоса – еще один пример смелого поиска. По словам специалиста, эта фруктовая древесина придает инструменту уникальный тембр и неповторимый визуальный облик.  Использование древесины как классических пород, так и родных деревьев открывает перед ним уникальные возможности для выражения своего творчества.

В этом процессе кроется особая магия: соединение с природой, историей родного края, – говорит он. – Каждая ветвь, каждое кольцо дерева хранит в себе память о времени, жизни, прошедших годах. Я кайфую, нахожу в этом нечто до боли близкое, родное. Заготовка древесины тополя, выросшего на моих глазах, превращение его в музыкальный инструмент – это словно продолжение истории дерева, его преображение из одного состояния в другое. В этом процессе рождается не просто гитара или балалайка, а история, связанная с местом, воспоминаниями детства, самой жизнью. Покупая инструмент в магазине, мы же теряем связь с его истоками – мы знаем лишь о звуке, форме, но не о том, откуда взялось дерево, как оно росло, какую историю хранит в себе. Создание инструмента своими руками и из местной породы дерева – это возможность прикоснуться к истокам, прочувствовать всю цепь событий, ведущую от посадки дерева до появления готового изделия. Это не просто использование материала, а работа с частью себя, с ДНК своего города. Их звук – это душа России, ее история. Я горжусь тем, что создаю инструменты, зная, что они будут нести в мир красоту русской культуры. Моя вселенная расширяется, и я нахожу в этом блаженство.

Успех мастера подтверждается тем, что его инструменты, созданные наполовину из луганского дерева, уже звучат за границей. А еще гитары мастера аккомпанируют на концертах, фестивалях, в тихих комнатах, где молодые музыканты впервые пробуют свои силы.

Юные дарования слышат музыку, которая льется из инструментов Дмитрия Старченко, и вдохновляются ею. Это – символ признания, гордости за свой край, возможность показать миру красоту и талант родной земли.

Любовь к музыке и постоянный творческий поиск

Я – человек музыкально зависимый, музыкально очарованный, от музыки получаю ресурс. Музыка поддерживает меня, заставляет жить, танцевать и радоваться, – в словах Дмитрия слышится глубокое убеждение в предопределенности. – Я нигде не обучался. Все идет изнутри. Это миссия, заложенная во мне с рождения. Каждый из нас наделен голосом – инструментом общения, выражения мыслей и эмоций. Голоса людей разнообразны: одни звучат сипловато и тихо, другие – громко и убедительно, но способность говорить не означает автоматического владения музыкальным слухом и голосом, ведь правда?!

Вдохновение к мастеру по изготовлению инструментов тоже не всегда приходит по вызову подобно математической формуле:

– Иногда оно рождается извне: из мелодий ирландского фолка, диско-ритмов 90-х или тяжелых гитарных риффов. В другие моменты – изнутри, из собственных творческих импульсов. Финансовая сторона вопроса также играет свою роль: признание качества труда, уверенность в ценности созданного. Но истинная движущая сила – это любовь к музыке во всех ее проявлениях. От легкой танцевальной музыки до глубоких мелодий ирландского фолка – я нахожу красоту и вдохновение в каждом жанре. Любовь к музыке – это глубинное состояние души, которое возникает при соприкосновении с ритмом, пульсацией звука. Как говорил древнегреческий философ Аристотель, музыка является объективным подражанием бытию. И этот акт подражания пронизан магией ритма, который глубоко укоренен в нашей природе. Вспомните шелест листьев на ветру, стук капель дождя по крыше, гул городского трафика – все это несет в себе ритмические мотивы, которые, словно невидимые нити, связывают нас с окружающим миром. Вслушайтесь в эти звуки, и вы почувствуете пульсацию жизни, которая пронизывает все сущее. Именно эта магическая сила ритма лежит в основе музыки. Она позволяет нам находить гармонию в хаосе, создавать из случайных звуков прекрасные мелодии. Музыка становится языком души, который способен выразить то, что словами не передать.

Для луганского мастера изготовление музыкальных инструментов – это не просто способ заработать на жизнь, а призвание, миссия служения людям через музыку. Это путь творца.

За 17 лет своего ремесла Дмитрий Старченко отремонтировал около двух тысяч музыкальных инструментов, создал более 80 гитар, две электробалалайки: одну для балалайщика из команды Потапа и Насти, другая звучит в Америке. Для ДиДюЛи изготовил греческий бузуки. И, наконец, вишенка на торте, эксклюзив – двухгрифовая мандолина и мандола в одном корпусе!

Надежда Аврамова, фото автора и из личного архива героя публикации