В самом сердце Лутугино живет человек, способный превратить обычное полено в произведение искусства. Резчик по дереву Сергей Иваненко, недавно вернувшийся в родные края, быстро привлек к себе внимание – его замок из дерева и резной дракон стали настоящим украшением города.
Причиной переезда в родной город было то, что заболела его мама Нина Федосеевна, и сын поспешил вернуться, чтобы быть рядом и помогать. Но для мастера без дела жить оказалось невозможным.
Прямо напротив дома, где проживает Нина Федосеевна, рос старый тополь, который когда-то в далеком 1969 году посадил его отец. С годами тополь постарел, стал аварийным, и коммунальные службы его спилили. Соседи вздохнули с облегчением: ветхое дерево могло представлять опасность. А Сергей, наоборот, увидел в этом шанс навсегда запечатлеть память о своем отце, который когда-то посадил это дерево.
– Изначально я хотел сделать трехметровую девушку-красавицу в длинном платье, – признается Сергей. – Но пень оказался слишком коротким. Тогда и пришла мысль: а почему бы не превратить дерево в настоящую сказку?
Таким образом, родилась целая композиция. На месте тополя вырос резной замок – с башнями, окнами, словно перенесенный из старинной легенды. Его оплел дракон, мощный и величественный, сделанный из бетона. Чтобы завершить образ, мастер добавил у основания скалы, тоже вылепленные руками. В планах – укрепить композицию табличкой с надписью: «Дам вам силу, мудрость и защиту». И эта надпись станет своеобразным оберегом для жителей: замок будет хранить их покой, а дракон – мудрость и силу.
Прохожие останавливаются и не могут поверить: еще недавно здесь был пень, а теперь – целое сказочное царство. Дети рассматривают дракона с восторгом, взрослые фотографируются рядом с замком, а соседи и представить себе не могли, что их двор будет украшать настоящее произведение искусства.
Для справки: Уже 30 лет Сергей Дмитриевич Иваненко создает из дерева шедевры. За это время он создал 240 комплектов эксклюзивной мебели, каждый из которых уникален и носит отпечаток его мастерства.
За плечами мастера – целая жизнь, полная перемен и испытаний. Судьба не раз меняла его маршрут, но каждый раз он находил дорогу обратно – к искусству. Его история – яркий пример того, как важно оставаться верным своему внутреннему «я» и идти к своей цели, несмотря ни на что.
Первые шаги к искусству
Любовь к искусству у Сергея появилась еще в детстве. Ему нравилось и рисовать, и мастерить руками. Но особый урок, который он запомнил на всю жизнь, произошел в детском саду.
– Нам дали задание – нарисовать собаку. Воспитательница показала, как это делается: овал – мордочка, овал – туловище, овалы-лапки. Я нарисовал, но получилось как-то странно, не так, как у других. Помню, как она улыбнулась, глядя на мой рисунок. Тогда что-то в сердце у меня дрогнуло, и я понял одну истину – всегда есть к чему стремиться. Попросил у мамы плакат с изображением собаки, перерисовал его, и получилось удивительно похоже, – вспоминает мастер.
Не менее поучительной оказалась история с лепкой. Однажды Сергей слепил из пластилина вазу и из любопытства поставил ее на печь – хотелось проверить, что получится.
– Каково же было мое удивление, когда ваза осталась совершенно такой же, не изменившись ни капли, – вспоминает он. – Но еще больше я удивился, когда попытался снять ее с печки и обжег руки. Опыт оказался болезненным, но именно такие случаи закаляют характер. Я понял, что ошибки – это не повод для уныния, а шанс стать сильнее и мудрее, – уверенно говорит мастер.
Когда ремесло становится призванием
В юности судьба привела Сергея Иваненко туда, куда в то время шли многие – в шахту. Тяжелый труд, суровые условия. Но даже под землей он тянулся к творчеству: рисовал, лепил, работал с деревом и гипсом.
Именно тогда он познакомился с единомышленником, с которым они вскоре вступили в молодежный центр «Досуг». Вместе украшали город, придумывали проекты.
– Помню первую серьезную работу, – рассказывает Сергей. – Мы делали гипсовую плитку для фойе лутугинской поликлиники. Было чувство, что мы делаем что-то важное для всех жителей.
В начале 1990-х в Лутугино приехал школьный друг Сергея Юрий Татаренко. Вместе они начали заниматься изготовлением мебели, работали душа в душу. Когда Юра уехал в Республику Карелию, Сергей не раздумывая с семьей переехал следом.
Вместе они решились на смелый шаг – открыть мебельный цех. Наряду с мебельным производством Сергей освоил и строительное дело – сдавал квартиры под ключ за пару месяцев. Большую роль в этом сыграла встреча с мастером из Санкт-Петербурга Олегом Песковым. Он не только делился опытом, но и стал для Сергея наставником, помог разобраться в тонкостях отделки и научил чувствовать детали.
Трудностей хватало, особенно в лихие 1990-е, но именно они закалили его характер. Казалось, дело набирает обороты, но вскоре жизнь внесла коррективы – Юрия не стало. Потеря друга стала тяжелым испытанием. Но, вспоминая его энергию, преданность делу, мастер не позволил себе бросить начатое.
– У меня в жизни простой девиз: глаза боятся – руки делают. Всем, кто только начинает, я бы пожелал одного – не бояться пробовать. Ошибки будут, без них никуда, но именно через них и приходит настоящее мастерство, – делится мастер.
Семья – надежный тыл
За каждым большим делом всегда стоит поддержка близких. Супруга Елена поддерживала во всех начинаниях, была рядом в тяжелые моменты. Старшая дочь Марина пошла по стопам отца – занимается проектированием и дизайном мебели. Младшая дочь Ирина выбрала другой путь, но все равно с теплом отзывается о ремесле отца, помогая советом и поддержкой.
Когда Сергей вышел на пенсию, он доверил управление предприятием бывшему зятю Ивану:
– Я доверяю ему полностью. Мы понимаем друг друга с полуслова. Мне спокойно знать, что дело – в надежных руках.
Так мастер смог позволить себе заняться тем, что давно манило его – барельефами, художественными композициями, работой с гипсом.
Новое дыхание творчества: барельефы и иконостас
– Мне понравилось заниматься гипсом, – рассказывает мастер. – В этом материале есть особая свобода. Совершенству нет предела, всегда есть желание довести форму до идеала, попробовать еще и еще раз.
Сергей делал композиции для друзей, для себя, потом начали поступать заказы. Но настоящим испытанием и одновременно высшей точкой мастерства стал заказ для часовни Георгия Победоносца в Лахденпохье Республики Карелии. Батюшка, увидев работы Сергея, предложил ему создать иконостас для часовни. Для мастера это было особое событие, требующее не только умения, но и духовной подготовки.
– Делать иконостас трудно, – говорит он. – Это не просто работа. Здесь нужно подходить с чистой душой, отвлеченным от суеты, чувствовать духовную связь. А еще важно получить благословение. Без этого никак.
Для этой задачи Сергей выбрал липу – дерево мягкое, податливое, но в то же время благородное. Работа заняла около трех лет: не подряд, а сезонами, когда позволяли силы и обстоятельства. Но каждый элемент – будь то орнамент, колонна или рамка для иконы – был продуман до мелочей.
Иконостас стал не просто частью интерьера, а настоящей душой часовни – тихой, теплой и глубокой. Прихожане словно замедляются, рассматривая узоры, чувствуя сильную энергетику.
На создание иконостаса ушло полтора года. Но этим работа Сергея не ограничилась: он полностью занялся ремонтом часовни, который в общей сложности продолжался четыре с половиной года. За это время он построил купол, отделал стены и полы, обустроил подсобные помещения, провел электричество и водопровод.
Соседка Сергея Анна Григорьевна Крупская:
– Сережа порадовал нас всех. Таких чудес наш город еще не видел. Некоторые из жителей помнят Сережу еще с детства, а мне посчастливилось познакомиться с ним совсем недавно. Сердце радуется, когда вижу его рядом с этой сказочной скульптурой. Каждый день он с утра и почти до вечера то пилит, то вырезает, то шлифует. Надевает наушники и погружается в работу с полной отдачей, спокойно и сосредоточенно. И что особенно приятно – всегда убирает за собой, никогда не оставляет мусор. Видно, как он любит свое дело. Руки у него поистине золотые, а сам Сережа – человек редкой души: добрый, терпеливый и спокойный.
Фото Юлии Бучиной, Карины Авраменко и из личного архива Сергея Иваненко



