Станислав Краевой – о спортивной жизни Луганска тогда и сейчас

За 35 лет в газете «Жизнь Луганска» сменилось много журналистов, но о спорте писали немногие. Тема специфическая, нужно постоянно держать руку на пульсе, разбираться в мелочах и быть знакомым чуть ли не со всеми спортсменами и тренерами. Одним из постоянных авторов, чьи материалы были востребованы в самом начале 1990-х и остаются интересными и популярными сейчас, является главный редактор «Спортивного обозрения» Станислав Краевой.

– Я никогда не мечтал быть журналистом – просто так сложилась судьба, – признался бессменный редактор спортивного издания, а в прошлом корреспондент «Жизни Луганска». – Первым моим спортивным материалом – в многотиражке тепловозостроительного завода «Октябрьский гудок» (до этого я писал только во время службы в Советской армии для газеты Уральского военного округа «Красный боец») –   было интервью с тогдашним тренером «Зари», чемпионом СССР 1972 года Анатолием Куксовым. После серии статей меня пригласили работать в редакцию. Там меня, человека без журналистского образования, взяла под опеку ответственный секретарь Наталья Островерх. Позже она перешла на работу в городскую газету «Жизнь Луганска» и постепенно стала привлекать меня к работе в новом издании.

– Как «Жизнь Луганска» изменила вашу жизнь?

– Сначала стал сотрудничать с республиканским изданием «Спортивная газета». А спустя некоторое время пригласили в «Жизнь Луганска». Надо отдать должное смелости редактора газеты Бориса Москалюка, взявшего на работу мало кому на тот момент известного спортивного журналиста.

На фоне областных изданий, которые даже в перестроечные времена не слишком перестроились, ЖЛ смотрелась как нечто совершенно новое. Героем публикаций в каждом номере был «парень из нашего двора». Человек покупал газету, удивлялся и говорил: «О, так я же его знаю! Ух ты, так он еще интересный человек!»

– Чем привлекла вас «Жизнь Луганска»?

– В редакцию приходили люди со своими идеями и предложениями. Можно было покритиковать власть, что для других изданий было непозволительно. Когда ЖЛ набрала популярность, городское руководство осознало, какой козырь оказался в их руках. Уже позже, когда в городе появились и окрепли частные издания, один из мэров решил, что, наверное, нет смысла содержать отдельное издание, а когда понадобится, можно заплатить частнику и опубликовать статью о своих «великих свершениях». Так и сделал, а открыв газету, ужаснулся. Рядом с хвалебной статьей о себе любимом он увидел разгромный материал оппонентов, где по полочкам было разложено, какое у нас бездарное руководство и до чего оно довело город. Предъявив претензии редакции частной газеты, в ответ услышал: «Вы деньги заплатили, мы опубликовали. Какие проблемы?» Такова была обратная сторона демократии…

– Спортивная тематика быстро прижилась в газете?

– Тут все сложилось само собой. Спорт в те времена в Луганске был на подъеме, Олимпийцы привезли медали из Барселоны, «Заря» играла в Высшей лиге, баскетбольная и две волейбольные команды громили лидеров. Тогда было о чем писать. Украшали публикации о спорте фото Вадима Лесного. Он сам болел за «Зарю», был и остается настоящим профессионалом своего дела.

«Жизнь Луганска» первой в городе стала выпускать в каждом номере свою спортивную страницу. Как показало время, это было правильным решением. Читатель, который интересовался спортом, регулярно получал оперативную информацию о всех спортивных событиях, а не от случая к случаю, как было в других газетах.

– Сложно было без журналистского образования войти в профессию?

– В любой профессии всегда надо учиться: читать книги и статьи, общаться со специалистами, спрашивать советы старших товарищей. Я учился на публикациях таких известных в то время в Луганске спортивных журналистов, как Игорь Милютин и Юрий Быстрюков. Много советов мне дал Петр Шевченко. Понимали и поддерживали меня тренеры и спортивные работники.

– В чем отличие спортивной журналистики от журналистики вообще?

– Спортивный календарь устроен таким образом, что главные события происходят в конце недели – в выходные. О свободных субботах и воскресеньях можно забыть. Нет и таких понятий, как официальные начало и конец рабочего дня. Если этот промежуток займет 14 или 16 часов, значит, ты отработаешь ровно столько. Надо как можно чаще разговаривать с людьми спорта (спортсменами, тренерами, управленцами), ходить на соревнования. Есть такой старый журналистский девиз: «Говорить то, чего не говорят другие, видеть то, чего не видят другие, и научиться всему этому».

– Как это удавалось на начальном этапе?

– Спустя годы, наверное, можно открыть секрет. Я, параллельно с работой в редакциях ЖЛ и «Спортивной газеты», подрабатывал в пресс-службе футбольной команды «Динамо». Главный тренер Юрий Погребняк брал меня практически на все выезды и матчи. Он показал мне футбол изнутри, за что я ему очень благодарен. Ответственный секретарь ЖЛ Наталья Островерх закрывала глаза на мои отлучки с условием, что я буду из всех регионов, куда ездил, привозить местные газеты.

Главный редактор Борис Москалюк, вероятно, обо всем догадывался, но ни разу не упрекнул. Он хотел создать не просто газету, отличную от других, а стремился сделать издание соответствующим духу времени.

Мы смотрели чужие газеты, изучали верстку, подходы к освещению различных тем, что-то нравилось, что-то нет, одним словом, учились у других. Просил спортсменов, чтобы они привозили газеты из других стран. Удивила итальянская ежедневная газета Il Messaggero, которую привез Александр Заваров. Там было много всего и обо всем. Коллеги из столицы показывали французскую газету о регби – 64 страницы нашего формата еженедельно!

– Почему вернулись в «Жизнь Луганска» после десяти лет работы в других изданиях?

– В середине двухтысячных тогдашний редактор газеты Владимир Тараш и ответственный секретарь Леонид Пономаренко предложили мне снова делать спортивную страницу в газете. Я согласился. Времена уже были другие – редакторы сменялись один за другим, а летом 2014-го выпуск газеты был приостановлен. С 2015-го началась совсем другая жизнь.

– И как вы, не уходя из «Жизни Луганска», стали выпускать «Спортивное обозрение»?

– Это была не моя прихоть – читатели с января 2015-го настоятельно требовали спортивное издание. И мы с тогдашним главным редактором ЖЛ Светланой Мамонтовой решились на такую авантюру. Тогда нельзя было выпускать новое издание, и мы пошли на хитрость – «Спортивное обозрение» выходило как очередной номер ЖЛ. Но это уже другая история другого издания… А «Жизни Луганска» желаю всегда помнить, что газету читает «парень из нашего двора», и пока она будет интересна, он будет ее покупать… 

Андрей Петренко, фото из архива ЖЛ

Фото 1: Легенда советского футбола Александр Заваров в редакции. Начало 1990-х.

Фото 2: Очередная награда спортивному журналисту из рук легендарного луганчанина Сергея Бубки – Героя Украины, первого в мире человека, прыгнувшего с шестом выше шести метров. Он — чемпион Олимпийских игр 1988 года в Сеуле по прыжкам с шестом!