Александр Козырь: «В ответе за себя и того парня»

Санитары – ангелы-хранители бойцов в подразделении, у них нет специального медобразования, но есть огромное желание спасти боевых товарищей. Водитель-санитар группы эвакуации медвзвода Александр Козырь в зоне СВО доставлял раненых с передовой в полевые госпитали. На счету нашего земляка, ветерана спецоперации множество спасенных солдатских жизней.

Глядя на этого улыбчивого невысокого парня, удивляешься, что он под вражеским огнем вытаскивал с поля боя раненых сослуживцев порой вдвое тяжелее себя. Однако твердый и уверенный взгляд Александра вселяет уверенность: такой выдюжит, а силы духа, смелости и отваги ему не занимать.

Несмотря на бронь

Истинные патриоты никогда не остаются в стороне, когда Отчизна в беде. Они доблестно сражаются за будущее своей страны, за то, чтобы дети могли жить и развиваться под мирным небом, чтобы никто не забыл уроков Второй мировой.

Из биографии Александра Козыря ясно вырисовывается образ человека, искренне любящего Родину. На ее благо он добросовестно трудился, освоив профессию строителя.

В 2014-м запылал Донбасс, тысячи добровольцев встали на защиту родной земли, своих убеждений и ценностей. Александр Козырь не мог оставаться в стороне и осознанно поменял мирную специальность на военную, отстаивая свободу республики в рядах Народной милиции ЛНР.

Когда началась специальная военная операция, Александр в числе первых откликнулся на призыв в качестве добровольца принять участие в борьбе с укронацизмом. Несмотря на уже имеющуюся по состоянию здоровья бронь от мобилизации, он в тылу отсиживаться не захотел и ушел на фронт прямо с завода, где трудился газоэлектросварщиком.

– Сам прибыл в военкомат и мобилизовался добровольно. Если Родина-мать зовет, не на словах, а на деле докажи, что ты настоящий мужчина, – поясняет наш собеседник.

И добавляет:

– Деды-прадеды сражались с фашизмом в годы Великой Отечественной войны – теперь наш черед уничтожить поднявшую голову укронацистскую нечисть.

Из стрелков в санитары

– После полигонной подготовки нас отправили непосредственно в зону боевых действий, – вспоминает Александр.

Судьба отмерила ему немало дорог «за ленточкой». В составе мотострелкового батальона рядовой Козырь прошел через жаркие бои под Северодонецком, Кременной, за поселки Новотошковское и Ямполь (ДНР), принимал участие в штурмах укрепрайонов ВФУ.

На вопрос, как он попал в санитары, Саша с улыбкой отвечает, что тут, скорее, дело случая:

– Поступило предложение от командира медицинского взвода пойти в эвакуационную группу, я и согласился. А если серьезно – на передке ты непременно окажешься там, где нужнее, где с максимальной эффективностью будет использован твой потенциал, – поясняет ветеран СВО.

Рассказывает, что, когда смотрел на раненых парней, которых выносил на себе, осознал, что его место рядом с ними.

Главными качествами бойцов службы эвакуации Александр считает самообладание, четкость и слаженность действий, а еще – неравнодушие и умение сопереживать. Признается, что в момент работы страх за собственную жизнь уходит на второй план, главное – спасти раненого.

По данным Минобороны России, более 98 % раненых выписываются из госпиталей с выздоровлением благодаря оперативным действиям медиков на поле боя, своевременной эвакуации раненых и высокотехнологичной медпомощи.

– Не забуду первую встречу с ребятами, которых эвакуировал, – делится наш собеседник. – Они жали руку, обнимали, это лучшая награда – человеческая благодарность.

Первый эшелон

Александр вспоминает, как проходил специализированный курс подготовки санитаров эвакогруппы, который включал теорию и практику. За физическими тренировками следовали теоретические занятия, на которых рассказывали, где у человека проходят жизненно важные артерии, вены, о способах остановки различных видов кровотечения и о техниках перевязки.

– В зоне СВО функционирует эшелонированная система оказания медицинской помощи раненым бойцам, – рассказывает ветеран СВО. – Эвакуационные группы – первый эшелон медиков, которые вытаскивают раненых солдат из-под пуль. Основная наша задача – как можно быстрее вывезти «двухсотых» с поля боя, оказать им неотложную помощь и доставить в полевой госпиталь. Здесь каждая секунда на счету.

Согласно Женевской конвенции, запрещено вести огонь по автомобилям с красным крестом. Но она не соблюдается укронацистами: для них работающие на передовой эвакуационные группы – цель номер один.

– В нашей работе главное – скрытность и скорость, – уточняет Александр. – На эвакуации используются в основном небольшие машины – легендарная «мотолыга». Это легкий бронированный многоцелевой транспортер (МТ-ЛБ с санитарным оборудованием). Крупная медицинская спецтехника до передка не доезжает, враг ее сразу же вычислит и откроет охоту. За уничтожение российских машин службы эвакуации укровоякам даже выплачиваются премиальные.

Непосредственного участия в боях санитары тактической медицины не принимают, но от этого их работа не становится менее опасной. Эвакогруппе нередко приходится работать под шквальным огнем, на передке санитары как на ладони.

– Бои за опорник или высоту могли длиться сутками. И мы постоянно рядом со штурмовой группой. Ребята делают свою работу, мы – свою. Где бегом, где ползком старались передвигаться, эвакуировали раненых на руках и носилках, – рассказывает наш собеседник.

Он с горечью вспоминает злополучный летний день 2023 года, когда получил осколочное ранение: за машиной службы эвакуации целенаправленно охотились украинские боевики.

Затем были госпиталь, операция, лечение и путь домой. 

Фронтовое братство

Александр говорит, что на передовой сразу становится видно, что из себя представляет человек, и фронтовая дружба с годами не ржавеет, не тускнеет, а становится еще крепче.

– «За ленточкой» бойцы – не только тактические единицы, они члены большой семьи, в которой все за одного, и каждый – горой за всех, – утверждает ветеран спецоперации. – По-другому там нельзя. Без высокопарных фраз обойдусь, но скажу одно: мы ни одного нашего «двухсотого» (не говоря уже о «трехсотых») не оставили врагу. Вынесли всех. А это очень много значит.

Мыслями Александр Козырь до сих пор в зоне СВО, рядом с боевыми товарищами, при необходимости всегда готов вернуться на передовую.

Наш собеседник с уверенностью заявляет, что все его сослуживцы не случайные «за ленточкой» люди, понимающие глобальную цель спецоперации.

– Я не понаслышке знаю и могу оценить смелость и силу духа наших бойцов. Такой преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности защищать Родину нет в мире ни у кого! А еще есть ответственность и желание выжить. Ведь дома ждут, – заключает ветеран СВО.

Валерия Гализдра, фото из личного архива Александра Козыря