По страницам фронтовых блокнотов российского офицера Михаила Локатоша

1 августа 1914 г. Российская империя вступила в Первую мировую войну, в огне которой сгорело 10 миллионов человеческих жизней, десятки миллионов стали инвалидами, вдовами, сиротами.

Первая мировая война продолжалась 4 года с 28 июля 1914 г. по 11 ноября 1918 г., в ней участвовало 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн человек.

Давно уже нет среди нас участников тех страшных событий, всколыхнувших страны и континенты. Но есть другие свидетели, которые не позволят нам забыть одну из величайших трагедий человечества – это документы, фотографии, книги, предметы, хранящиеся в фондах музеев.

Ценным достоянием фондов Музея истории города Луганска является уникальная коллекция материалов героя Первой мировой войны Михаила Григорьевича Локатоша.

Литературные способности

Родился он в 1890 г. в семье железнодорожного служащего, где был старшим из восьми детей. После окончания Екатерининско-Александринской гимназии в Луганске давал частные уроки, помогал семье. В 1912 г. поступил в Варшавскую ветеринарную академию, но тут умер его отец, платить за учебу стало нечем, и Михаил поступил на военную службу вольноопределяющимся (добровольцем).

На фото: М. Г. Локатош студент Варшавской академии.

С первых дней Первой мировой он попал на фронт и прошел всю войну в чинах от прапорщика до штабс-капитана. Воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в Брусиловском прорыве. Был четырежды ранен. За мужество и отвагу награжден девятью боевыми орденами, Золотым оружием «За храбрость» (Георгиевским), а также Анненским оружием (наградное холодное оружие (шпага, сабля, полусабля, палаш, кортик), на эфесе которого помещался знак ордена Св. Анны 3-й ст.).

В холоде и голоде своего окопного существования, в прифронтовых лазаретах и тыловых госпиталях обычный российский офицер из гимназистов и студентов вел фронтовые блокноты, куда записывал все, что пережил, видел, чувствовал, и при этом проявил недюжинные литературные способности.

Ради долга и своих идеалов

Благодаря частично сохранившимся записям были восстановлены некоторые моменты его биографии. Так, на страницах, датированных февралем 1917 г., Михаил Григорьевич описывает свою встречу с корреспондентом, приехавшим на фронт, чтобы написать о нем статью в газету. На вопрос, где герой получил высокую награду – крест Св. Георгия, следует очень скромный рассказ. В нем свой героический поступок по спасению вверенной ему батареи Локатош описывает как что-то совершенно обыденное и не заслуживающее особого внимания. На следующий вопрос корреспондента: «Вы награждены вместе с орденом и Золотым оружием, где на эфесе написано «За храбрость». Стало быть, вы – человек смелый и бесстрашный? Вы сами себя считаете таковым?» – следует ответ: «Какой я на самом деле, со стороны видней. Надо бы вам спросить моих товарищей. Я тут на батарее с первых дней войны и по сей день, поэтому для них я как на ладони. А храбрость, по-моему, это преодоление человеком присущей ему врожденной трусости, которая есть инстинкт самосохранения. Преодолеть ее человек может ради долга, порученного ему боевого дела и ради своих идеалов».

Среди суровых военных испытаний, находясь под постоянными обстрелами противника в сырых и грязных окопах, этот русский офицер не огрубел и не ожесточился.

Его письма к родным трогательны и нежны, пронизаны любовью и заботой. Из переписки с сестрами следует, что он регулярно посылал домой значительные суммы денег.

У Михаила Григорьевича было увлечение: с позиции на позицию он возил с собой довольно-таки громоздкую камеру «Kodak», штатив, тяжелые кассеты, химикалии. Михаилом Локатошем сделано большое количество фронтовых фотографий, которые он проявлял и печатал в госпиталях, излечиваясь от очередного ранения.

Сохранили эти уникальные снимки, документы и личные вещи Михаила Григорьевича его родственники, а его племянник Борис Николаевич Локотош, почетный гражданин г. Луганска, ученый, член-корреспондент Академии наук Украины, передал в 1990-е гг. коллекцию материалов о дяде в Музей истории г. Луганска.

На фото: М. Г. Локатош в госпитале.

«Честь имею!»

По эпистолярному наследию дяди Борисом Локотошем написана книга «Записки штабс-капитана». Там же приведено письмо, написанное в стихах в 1916 г. и адресованное сестре. Строфы из него дают точное представление об авторе – гражданине и патриоте:

                     Дорогая сестра! Я хотел бы вернуться.

                     Лучше бы со щитом, ну а нет – на щите.

                     Лишь бы армии нашей в боях не согнуться,

                     Лишь бы вера отцов не пропала в тщете!..

                      Вот и время пришло надевать портупею.

                      Револьвер в кобуре, шашка бьет по ногам.

                      Офицерскую честь лишь одну я имею,

                      И ее не отдам ни друзьям, ни врагам!

Недолго выпало жить герою-луганчанину – всего лишь 28 лет.

Попав в вихрь революции и гражданской войны, он воевал на стороне белогвардейцев. Погиб в боях под Станицей Луганской 23 января 1919 г. Две сердобольные казачки тайно зарыли его тело у околицы, спрятали бывшие при нем оружие и ордена.

В мае 1919 года, когда Белая гвардия ненадолго вернулась в Луганск, останки Михаила Георгиевича Локатоша торжественно, с воинскими почестями захоронили у ограды городской кладбищенской церкви. Его могилу, как и все кладбище, и церковь, сравняли с землей в 1930-е годы. Позже на этом месте был разбит городской сквер.

Имя Михаила Григорьевича Локатоша высечено в ряду имен других кавалеров ордена Св. Георгия золотыми буквами на белом мраморе стен Георгиевского зала Московского Кремля.

Екатерина Величко, и. о. заведующего Историко-техническим музеем