Земля хранит все: от скифского оберега до шахтных жетонов

Военно-патриотическое объединение «Донбасс» из Стаханова занимается не только военной археологией, но и изучением истории города и края. Поисковики, как выяснил журналист «ЛУГАНЬМЕДИА», знают очень многое по шахтерской теме и щедро делятся с соотечественниками знаниями и находками.

Зачем нужна своя энциклопедия

По словам председателя объединения Владислава Гросова, в ходе поисковых работ удается найти различные предметы: шахтные и заводские жетоны, детали оборудования, инструменты, а также предметы быта – медные кольца, монеты, нательные крестики, лампадки.

Для того чтобы определить ту или иную находку, поисковики связываются с коллегами посредством соцсетей. В частности, существуют узконаправленные страницы «Шахтные жетоны», «Старый Донбасс», где, собственно, и идут обсуждения, и другие сайты, в том числе поисковых клубов.

‒ Когда впервые столкнулся со сложностями при определении жетона, решил создать свою энциклопедию. Там собираю все сведения об акционерных обществах и товариществах, которые работали в период Российской империи на территории нашего города и Донбасса в целом. Благодаря этому сейчас гораздо легче определять принадлежность жетонов. Кроме того, веду каталог жетонов, которые встречаются в интернете, фотографии дореволюционных шахт и заводов, ‒ рассказывает Владислав.

Пропуск и увольнительная

Первый жетон, который нашел наш собеседник, принадлежал «Обществу русских каменноугольных копей» (ОРКК). Начал собирать информацию, а потом в его руках оказались акции этого общества, учрежденного в Англии.

‒ Одним из его соучредителей был почетный гражданин города Максимов. Судя по жетонам, это общество владело в начале XX века двумя шахтами: № 5 и 8. Их терриконы сохранились на окраине города: один между Максимовкой и Чутино, а второй в районе Пологовского водосборника, ‒ уточняет поисковик.

Англичане, готовя предстоящую Первую мировую, продали акции «ОРКК» итальянцам. Когда все-таки грянула война, иностранцы все бросили и уехали на родину. Российское правительство назначило свое управление, а после революции 1917 года шахты были национализированы советской властью.

 ‒ Таких жетонов найдено всего четыре. Тот, что нашли мы, передан в городской историко-художественный музей. Еще один ‒ в музее 6-го казачьего отдельного мотострелкового полка им. М. И. Платова. И два ‒ хранятся в частных коллекциях, ‒ говорит Владислав.

Жетоны изготавливались из латуни, меди и цинка и были широко распространены с середины XIX века до Великой Отечественной войны как пропуск на завод или шахту. Рабочий отдавал жетон дежурному при входе на территорию предприятия. Шахтные позволяли точно знать, сколько горняков находится под землей. Кроме того, жетоны нашли применение в Российской Императорской, а затем и Красной Армии ‒ в качестве увольнительных.

Редкие находки

В коллекции «Донбасса» есть оригинальный жетон Кадиевских копей. Его нашел Андрей, поисковик с 30-летним стажем из Ломоватки.

Южно-Русскому Днепровскому металлургическому обществу (далее ЮРДМО) принадлежали также шахты Анненского рудника (на их жетонах указано «А. Р.») и шахта «Игнатий», ромбовидный жетон которой встречался на интернет-аукционе. 

 ‒ В городской музей передан жетон с буквами «Д. З.» ‒ Днепровский завод и «Е. Ш.» ‒ Екатериновская шахта, найденный в районе Ломоватки. Значит, в разработке ЮРДМО находилась еще одна шахта, ‒ делится предположениями поисковик.

К категории редких находок относится жетон царских времен шахты «Ирмино». Он единственный. На сегодня ни в Интернете, ни в коллекциях подобные не встречались. Жетон и акцию «Ирминского каменноугольного общества» поисковики тоже передали в городской музей.

Карты бы в руки

Параллельно поисковики приобретают различную печатную продукцию на аукционах в Сети: фотографии, справки, письма. Стоимость некоторых раритетов, откровенно говоря, кусается. Так, разбег цен фото или справки ‒ от 100 до 5000 рублей. В клубе хранятся, к примеру, интереснейшие фото работников Брянского рудника или их родственников с оригинальными подписями.

‒ В заброшенных или разрушенных домах иногда находим семейные фотографии царского и советского периодов, на которых запечатлены гимназисты, казаки, герои Первой мировой или Великой Отечественной войн.  Всякая вещь – это человеческая история. По подписям можно определить многое, ‒ утверждает Владислав.

Знакомый нашим читателям Назар Конюхов, председатель созданного при ВПО военно-исторического клуба «3-й шахтерский отряд», занимается этой темой более профессионально как будущий историк.

Как отмечает Владислав, ранее документация о шахтах, действовавших в царской России, находилась в производственном объединении «Стахановуголь», но с его закрытием была передана в Луганский областной архив.

— Каждый сохранившийся до настоящего момента террикон — это какая-то шахта. Определить, особенно если она небольшая, кому принадлежала, в какое общество входила, очень тяжело. Для этого требуются промышленные карты того времени. Их много по Донецку, Макеевке, Горловке, а вот по нашему региону – чрезвычайно мало, ‒ поясняет руководитель «Донбасса».

Пример делопроизводства

Особо впечатлил протокол 1905 года, составленный полицейским о несчастном случае на уже упомянутом Брянском руднике.

Суть ЧП в следующем. Один из рабочих был зажат двумя вагонетками и сильно ушиб ногу. Сначала пострадавшего осмотрел врач рудника, потом в присутствии полицейского и управляющего составили акт. Его отстранили от работ и отправили в больницу.

И, собственно, о делопроизводстве. Протокол составлен на нескольких листах с подробным описанием случившегося и показаниями свидетелей. Скреплено это всеми сторонами производственного конфликта, о чем свидетельствуют подписи управляющего, полицейского, врача и самого работника.

Ремарка. Во время кризиса при больших шахтах и акционерных обществах были организованы общества потребителей. Они выпускали либо бумажные чеки на покупку продуктов и товаров первой необходимости, либо монетовидные жетоны. Действовало такое общество потребителей и в поселке Кадиевка для служащих «Алмазного каменноугольного общества». Магазин включал посудный, бакалейный, галантерейный, мануфактурный отделы, продавал одежду, обувь, вино, пиво и минеральные воды.

Чутинская мельница

В Чутино, в районе старой мельницы, поисковики нашли пломбу с указанием имени Жоржа Бормана. Это был предприниматель, организовавший в свое время в Харькове производство кондитерских изделий.

Здесь также были найдены специфические гвозди для крепления этернита – предшественника шифера, монеты разного достоинства: царская серебряная 5-копеечная, полкопейки 1924 года. Следовательно, в начале 20-х прошлого века мельница еще работала. Сейчас от нее остался только фундамент, да и тот засыпан мусором.

По словам Владислава, старожилы рассказывали, что неподалеку находился и дом мельника. Сейчас эта территория – дачный поселок. Периодически садоводам-огородникам в земле попадаются красные кирпичи, нательные крестики, медные кольца…

Из удивительного: в этом же районе поисковики нашли скифский солярный амулет-оберег в виде колесика, древнерусскую медную копоушку (да, именно так называется предмет для чистки ушей от серы) и железную пуговичку XIX века с надписью «Patent France». Земля хранит все.

Материал редакционного проекта «Трудовая доблесть. Равнение на лучших»

Ольга Георгиева, фото автора