О цене черного золота можно узнать из книги памяти погибших шахтеров

Книга памяти погибших шахтеров, существующая в электронном виде, содержит более 30 тысяч имен. На сегодня она является самой полной из имеющихся в свободном доступе базой данных о горных катастрофах Российской империи, СССР и постсоветских России, Украины и Казахстана. О том, как возникла идея создания, нюансах сбора информации и многом другом, журналисту «ЛУГАНЬМЕДИА» рассказал ее инициатор Дмитрий Кравцев.

Дмитрий Кравцев родился в Свердловской области. После школы поступил в мореходное училище в Новороссийске. Потом получил финансовое образование в Восточноукраинском университете. В 23 года перебрался на Луганщину в Красный Луч, где работал подземным горнорабочим на шахтах «Краснолучской» и «Княгининской».

‒ О своем стаже стараюсь не упоминать, поскольку в сравнении с 30‒35 годами подземного опыта у некоторых знакомых, мои несколько лет выглядят смешно. Старые шахтеры в таких случаях говорят: «У меня прогулов больше, чем у тебя стажа». Никого из родных, слава богу, шахта не забрала. Но среди погибших есть товарищи, ‒ рассказывает Дмитрий.

В 2014 году он служил в 1-м казачьем полку Павла Дремова и в добровольческой бригаде «Призрак» Алексея Мозгового. В боях по обороне Красного Луча в августе того же года получил тяжелое ранение.

На фото: Дмитрий Кравцев и обложка пока не изданной книги.

В ногу со временем

Вики-технологией Дмитрий заинтересовался в 2010-м. Тогда существовало несколько вики-сайтов, самый известный и раскрученный ‒ «Википедия». Сообщество шахтеров было представлено в Сети несколькими форумами разной степени заброшенности, группы в соцсетях еще не имели такой распространенности, как в настоящее время. Тогда и появилась идея создать шахтерский вики-сайт. Дмитрий нашел единомышленников ‒ горного инженера с Донбасса и механика из Казахстана. Вместе они создали сайт MiningWiki и занялись его наполнением.

Помощники по городам и весям

В процессе работы постоянно попадались сведения о шахтерах, погибших как в крупных авариях, так и при единичных несчастных случаях. Со временем возникла необходимость эту информацию как-то систематизировать. — Так и появилась сначала Книга памяти шахтеров Донбасса, а впоследствии и других угольных и рудных регионов бывшего СССР, ‒ говорит Дмитрий. ‒ Поскольку я не могу физически объехать все шахтерские города, обойти все архивы, отделы кадров, кладбища и братские могилы, то решил найти и привлечь к работе людей из этих городов.

Материалы по стахановскому региону помогла собрать Елена Мусалова ‒ научный сотрудник исторического отдела городского историко-художественного музея.

‒ Дмитрий приезжал в Стаханов осенью 2016 года. Потом я в городском архиве собрала информацию по шахтам. Долго выбирала, затем пересылала списки через социальную сеть «Одноклассники». Дмитрий занимается трудным, даже в эмоциональном плане, но очень нужным делом, увековечивая память горняков, которые погибли в шахте, ‒ отмечает она.

Источники

По словам Дмитрия, информация о погибших в прямом смысле берется отовсюду: от надписей на памятниках и из газетных публикаций до сообщений в соцсетях. Впрочем, основной объем он получает от родственников, друзей и знакомых погибших шахтеров. Часть списков прислана ветеранскими шахтными советами и администрациями шахтерских поселков, сотрудниками музеев и библиотек.

К примеру, в соцсетях кто-то пишет о погибшем в шахте отце. Дмитрий обращается к нему с просьбой предоставить информацию и фото. Чаще всего люди откликаются. Но этот способ очень трудоемкий и малоэффективный, поскольку 90 % пользователей, увы, даже не читают сообщения. Зато оставшиеся 10 % ответили, прислали много данных, подсказали контакты нужных людей. Дмитрий признает: работая по такому методу, сложно что-либо планировать.

На сайт вносится вся информация, которую удается найти, включая имена и фамилии немецких и австрийских военнопленных, погибших на шахтах Российской империи. В списках как погибшие (умершие) непосредственно в шахте, так и погибшие по пути с работы/на работу, а также умершие от травм.

Бумага не все стерпит

Сейчас в списках более 15 тыс. имен по Кузбассу, более 12 тыс. ‒ по Донбассу, более 3 тыс. ‒ по Воркуте. По другим регионам счет также идет на тысячи.

Кстати, в Кузбассе, Воркуте и Караганде шахтерские Книги памяти изданы в бумажном варианте. В Кузбассе такую книгу издает фонд «Шахтерская память», на данный момент в ней уже 11 томов.

Как поясняет Дмитрий, бумажный вариант не очень удобен ‒ нельзя внести исправления и дополнения, добавить фото, да и тираж ограничен.

‒ Интернет-вариант этих недостатков лишен. Мы сразу же вносим новые имена и фотографии, доступ к книге есть у всех пользователей Интернета. Но если какое-то предприятие или организация решит издать бумажную книгу по своему региону или городу, мы охотно предоставим информацию, ‒ заверяет Дмитрий.

Группы Книги памяти погибших шахтеров есть в «Одноклассниках», во «ВКонтакте», имеется канал в Telegram. Никаких мероприятий, акций в группах не проводится ‒ тема слишком неподходящая для этого.

Если в вашей семье, в семьях ваших друзей, знакомых, соседей кто-то из близких погиб в шахте, вы можете также внести его имя в Книгу памяти, написав на имейл:  miningwiki@mail.ru

По возможности нужно предоставить следующую информацию: Ф. И. О., шахта, профессия, год рождения, обстоятельства и дата гибели, а также прислать фото.

(Материал редакционного проекта газеты «Стахановское знамя» ГУП ЛНР «ЛУГАНЬМЕДИА» «Трудовая доблесть. Равнение на лучших»)

Ольга Георгиева, фото автора и из архива Дмитрия Кравцева