«Никогда не останавливаться в своих достижениях и профессиональных навыках, всегда развиваться, самообразовываться и совершенствовать себя» – этот постулат, обращенный к своим студентам, заместитель директора по воспитательной работе Брянковского колледжа Луганского государственного педагогического университета Елена Зотова сформулировала, опираясь на собственный педагогический опыт продолжительностью в 33 года.
Результат мы видим не сразу
Елена Анатольевна считает педагогику процессом, в котором студентов необходимо «провести» из беззаботной юности в обремененную сложностями взрослую жизнь.
– Преподаватель колледжа для своих студентов, как и любой педагогический работник, является неким проводником, – отмечает Елена Зотова. – Главная задача педагога – научить молодого человека учиться и воспитать в нем человека ответственного, готового принимать в жизни взвешенные решения. Конечно, все дети в силу своих психологических особенностей разные. Кто-то более открыт, кто-то – менее. К каждому требуется индивидуальный подход. В нашем колледже царит особая атмосфера, которая помогает всесторонне развиваться, а активная студенческая жизнь делает каждый день уникальным и насыщенным.
На вопрос, в чем особенность педагогической деятельности, Елена Анатольевна ответила:
– Прежде всего, в том, что мы не всегда видим результат своей работы. Некоторые дети могут сразу принять то, что мы вкладываем в них. А некоторые – спустя какое-то время, может быть, через пять или десять лет, вспомнят какие-то слова, произнесенные преподавателем, переосмыслят некоторые постулаты, на которые прежде не обратили внимание.
Реализация в творчестве
Елена Анатольевна – человек творческий. Преподавание дисциплин экономической направленности совмещает с руководством Народным Студенческим театром моды, помогая своим воспитанникам не только постигать профессиональные дисциплины, но и развиваться творчески.
Театр моды в колледже образовался в 2000 году, когда преподаватели столкнулись с необходимостью презентации новых, открывшихся тогда специальностей – моделирования одежды и парикмахерского искусства. С 2005 года Елена Анатольевна – бессменный руководитель и постановщик театрализованных программ театра. Тем более, будущие специалисты индустрии красоты помогают создать образы, соответствующие тематике коллекций одежды и причесок.
Творческая самореализация, по мнению преподавателя, помогает студентам лучше понять себя, более точно и ясно определить собственное будущее.
– По анализу анкетирования наших обучающихся видно, что большинство из них поступают к нам по советам родителей или друзей, – рассказывает Елена Анатольевна. – Поэтому многие ребята складывают для себя представление о будущей профессии непосредственно в процессе обучения. Нередко будущие бухгалтеры, педагоги, дизайнеры начинают понимать требования к своей профессии уже после поступления. Способности, которые мы разовьем в ребятах, пригодятся им в будущем принять окончательное решение о своем месте в жизни.
По словам Елены Анатольевны, чтобы сориентироваться в интересах студентов с поправкой на разницу в возрасте, приходится обмениваться информацией, обогащать друг друга знаниями о художественных произведениях, актуальных для людей разных поколений.
– Я уже «ребенок» взрослый, иногда не в теме интересов современной молодежи. Но выручает обмен опытом, – утверждает преподаватель. – Во взаимодействии с творческими ребятами всегда рождаются нестандартные идеи. Они, конечно, видят все несколько иначе, чем мы, преподаватели, и привносят в работу наших творческих объединений многое из того, что принято называть современным искусством.
Тест ОТ УЧЕНИКОВ
Елена Зотова твердо убеждена, что доверие и взаимоуважение – основные понятия, на которых преподаватель должен выстраивать качественные взаимоотношения со студентами.
– Если преподаватель со студентами честен и объективен, доверие будет достигнуто со стопроцентной вероятностью! – уверяет преподаватель.
А тест на доверие Елена Анатольевна проходит каждый раз, когда общается со своими выпускниками.
– Очень приятно, когда к нам приходят наши выпускники и приводят своих детей, – говорит Елена Зотова. – Говорят: «Мы хотим, чтобы наши дети у вас учились». Это, пожалуй, лучшая награда для преподавателей, для нашего коллектива. В такие моменты понимаем: все, что мы делаем – не напрасно.
Александр Титаренко


