Анна Филиппова: «Моя жизнь подобна таблице Менделеева»

Учитель химии и биологии Петровской специализированной школы Анна Филиппова превращает скучные формулы в увлекательные квесты, уроки – в настоящие приключения, а свою жизнь ассоциирует с таблицей Менделеева. Ученики называют ее предметы «фантакосмическими», а сама педагог уверена: детей надо уметь по-хорошему удивлять, и тем самым пробуждать в них любопытство и интерес к предмету.

В семье Анны трудолюбие всегда было на первом месте: отец – заслуженный хлебороб, мама – фельдшер. Оба они были бесконечно преданны своим профессиям. А самой Ане с детства прочили будущее в медицине, ведь она росла в династии медработников. Однако они вместе с сестрой выбрали другой путь – педагогический.

– Сестра стала филологом, а я выбрала биологию и химию, – рассказала Анна.

Миссия – нести свет знаний

После окончания Дмитровской средней школы имени В. Чумаченко в 2002 году Анна поступила в Луганский педагогический университет имени Тараса Шевченко. Пять лет спустя она впервые вышла к доске уже в роли учителя, и вот уже 19 лет Анна Филиппова остается верна школе и своим ученикам.

– Я не просто учитель, а исполнитель детских магических идей, – признается она. – Восторженные глаза моих воспитанников – это то, что вдохновляет меня в моей работе.

Имена своих первых учителей, вдохновивших на выбор профессии, Анна вспоминает с особой теплотой: ее первый наставник Ирина Николаевна Евдокименко, учитель химии Светлана Сергеевна Губенко, классный руководитель и учитель биологии Светлана Петровна Губенко. Также педагоги педуниверситета Раиса Яковлевна Исаева, Николай Данилович Самчук и Татьяна Евгеньевна Медведева.

– Они открывали мне мир книг, зажигали огонь любопытства и помогали увидеть красоту познания. Благодаря им я поняла, что моя миссия – нести свет знаний новым поколениям, – убеждена Анна.

Каждый урок уникален

Педагог считает: наука может быть интересной, если подойти к ней с фантазией. Каждое свое занятие Анна Васильевна старается сделать уникальным, непохожим на другое.

Ее уроки биологии и химии проходят в виде квестов, интерактивных игр и образовательных событий. На них ученики собирают скелет, играют в «дженгу-химию» или разгадывают биологические «ходилки-бродилки». Контрольные превращаются в викторины, а сложные темы осваиваются через «Крокодила» или тесты с вручением «грибов»: белых – за правильные ответы и мухоморов – за ошибки.

– Я обожаю интерактивные игры на уроках! – говорит Анна Васильевна. – Когда дети смеются и увлеченно спорят, знания усваиваются в разы быстрее.

Особое место в практике педагога занимает геймификация. У Анны есть мотивационная колба со стикерами: за активность, правильный ответ или просто за хорошее настроение школьники получают яркие наклейки. Позже их можно обменять на бонусы – освобождение от домашнего задания или право выбрать тему следующего доклада. А для опоздавших или забывших тетрадь предусмотрены «купоны-штрафы» – веселые задания, которые превращают проступки в игру.

Комиксы, дебаты и виртуальные путешествия

На уроках Анны Филипповой учебник превращается в карту сокровищ, а знания – в артефакты. Вместо скучных контрольных – дебаты, вместо сухих определений – комиксы и мемы. Каждый урок учеников Анны Васильевны ждет мозговой штурм в стиле «Что? Где? Когда?» с элементами игры «Форт Боярд».

– Вместе мы строим города из знаний, разгадываем исторические загадки, словно Индиана Джонс, и отправляемся в виртуальные путешествия, не выходя из класса! – рассказывает педагог. – Но самое главное – я учу ребят не бояться совершать ошибки. Ошибка – это не провал, а возможность прокачать навыки, как в любимой игре.

За годы работы педагог дала путевку в жизнь сотням выпускников. Многие выбрали химию и биологию как будущую специализацию – окончили медицинские университеты, химические факультеты и теперь работают в России и за ее пределами.

– Самое приятное – когда они вспоминают мои «магические» уроки, – говорит Анна Васильевна. – Значит, я действительно смогла зажечь в них искру интереса.

Вместе мы – школьная семья

Анна уверена: настоящий педагог должен быть доброжелательным, терпеливым и гибким.

– Успешный учитель – это немного сумасшедший гений, который превращает скучные часы в приключение, – уверена Анна Филиппова. –  Это друг, вдохновитель и волшебник, открывающий двери в мир знаний.

Помимо уроков, педагог ведет агротехнологические классы, к тому же она является классным руководителем. А это совместные мероприятия, встречи с родителями и школьные праздники, которые она называет «феерией эмоций».

– Вместе мы трудимся над созданием настоящей школьной семьи, где каждый чувствует себя нужным и любимым! – утверждает учитель.

Творческий подход Анны Филипповой был отмечен и на республиканском уровне: ее имя теперь есть на виртуальной Аллее славы педагогов и наставников ЛНР. Она победитель районного конкурса «Учитель года», призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Формула успеха», входит в число победителей Всероссийской блиц-олимпиады «Время знаний» и дипломантов конкурса «Надежды России».

Накануне Дня учителя Анна Филиппова адресует теплые слова своим коллегам:

– Хочется крикнуть «ура» в честь самых неутомимых, креативных и добросердечных людей на планете! Мы те, кто сеет разумное, доброе, вечное, иногда спотыкаясь о грабли, расставленные любопытными учениками! Мы те, кто умеет видеть гения за горой невыученных уроков и находить подход к каждому, даже если он уверен, что знает все лучше нас! Пусть в этот день вас осыпают не только цветами, но и искренней благодарностью за ваши труд и терпение и за то, что вы делаете этот мир чуточку умнее, добрее и веселее! Пусть ваши уроки будут вдохновляющими, ваше творчество – неиссякаемым, а чувство юмора – вашим верным спутником в этом невероятном приключении под названием «педагогика»! Пусть зарплата растет быстрее, чем седые волосы, а ученики радуют своими успехами больше, чем любимая команда победой в чемпионате!

Екатерина Голоднова, фото из личного архива героини публикации