Одним из наиболее ярких подарков к 130-летию Алчевска стал спектакль Вологодского ордена «Знак почета» драматического театра. Артистов не смутило большое расстояние между городами: велико было желание снова побывать в подшефном городе и порадовать его жителей.
«Мы приехали поддержать побратимов»
– Впервые мы приезжали, когда Алчевск еще не входил в состав Российской Федерации, – рассказал директор театра Геннадий Травинов. – И, помню, бабушка на входе у меня спросила: «Ну когда же, когда же Россия нас возьмет?» С тех пор прошло три года, мы поездили по городу, посмотрели. На самом деле очень много сделано, Алчевск хорошеет и хорошеет. Идея приехать сюда была высказана нашим Губернатором Георгием Юрьевичем Филимоновым, и мы его от души поддержали. Приехали, чтобы поддержать своих побратимов. В прошлый приезд мне сказали: концерты у нас бывают, очень не хватает спектаклей. Постараемся восполнить! Для театра всегда радость выезжать на гастроли. Каждый раз это новые люди, новые судьбы, новое общение. Вся наша труппа плакала, что не все могут сюда приехать. Мы всегда с вами, с родным уже для нас Алчевском.
Связующих звеньев между северным краем и нашей республикой действительно много, говорит Геннадий Леонидович. В частности, уже несколько лет в драмтеатре служит актер Максим Юлин – выпускник ЛГАКИ имени Матусовского. В его послужном списке работа в Мариупольском и Донецком театрах, а уже более семи лет он в составе вологодской труппы.
– Замечательный артист, я считаю, что это огромное приобретение нашего театра, – подчеркивает директор.
Правда, в этот раз у нас не было возможности оценить творчество земляка: Максим Юлин не занят в спектакле, с которым приехали в Алчевск вологжане. Зато была масса возможностей посмеяться, растрогаться и просто пожить в атмосфере театра – а это выпадает нам, увы, нечасто. Лирическая комедия «Женская сказка с судьбой» очень располагала к этому.
Сказка с судьбой
Вообще-то в оригинале пьеса Дамира Салимзянова носит другое название: «Дуры мы, дуры». «Женская сказка с судьбой» – подзаголовок, который корректные вологжане решили сделать основным.
Это совершенно сказочная история, которая тем не менее оказывается близка и понятна огромному количеству людей. Забавные в своей нелепости ситуации, гротескные персонажи, потешные диалоги, остроумные и колкие фразы, которые можно разбирать на цитаты – все это делает спектакль смешным и на первый взгляд легковесным. Но под этим забавным слоем скрывается огромный пласт истинного смысла, до которого не всегда можно и, будем честны, не всегда хочется докопаться.
Но сначала немного терминологии, необходимой, чтобы говорить об уникальных особенностях пьесы.
Во-первых, она написана в жанре вербатим – то есть полностью состоит из реальных, невыдуманных монологов и диалогов участников или свидетелей каких-либо событий. Для этого Дамир Салимзянов несколько лет собирал и записывал красочные диалоги и остроумные реплики своих современников. В результате персонажи комедии заговорили на живом и ярком языке, что стало одним из главных и неоспоримых достоинств пьесы.
Во-вторых, это иммерсивная пьеса, где зрители могут влиять на развитие сюжета. По замыслу автора, в ключевые моменты действие приостанавливается, и публике предлагается выбрать один из вариантов дальнейшего развития событий путем простого голосования. Впрочем, внезапная импровизация актерам не грозит: за что проголосует большинство, предположить легко. Речь-то идет о вечном: о женском счастье…
Нашли себе – найдем подруге!
Об этом хлопочут и три очень разные героини пьесы. Лариса (Полина Макурина), научившаяся брать жизнь за рога. Понадобилось – переквалифицировалась из филологов в бизнес-леди, командует службой такси и преданным мужем Валерой. Жизнерадостная Наиля (заслуженная артистка РФ Наталья Ситникова) – жена «татарского прЫнца на рыжем коне». И Татьяна (Оксана Киселева), эдакая тургеневская девушка бальзаковского возраста, продолжающая, однако, носить розовые очки. Вот, собственно, ее счастье и решили устроить в новогоднюю ночь верные подруги. А то что за дела – у красотки Тани невнятный какой-то то ли роман, то ли гостевой брак…
Подходят дамы к делу со всей основательностью. Лариса притаскивает с собой Деда Мороза, сбитого с ног издержками праздничной ночи. Наиля прикатывает в супермаркетовской тележке захмелевшего соседа Стасика. С Дедом Морозом, правда, облом выходит: очнувшись, он оказывается переодетой девчонкой Юлькой (Ирина Хорева).
А вот Стасик… Что Стасик? Не мачо. Ох, не мачо! Робкий мамин сын – да и мама уже не чает, как сбагрить сынульку в заботливые женские руки. Слегка протрезвев, он приходит в ужас от ситуации и пытается бежать. Татьяна тоже далеко не в восторге: куда этому никчемушнику до ее респектабельного Вячеслава! Да и сравнивать зачем – ведь Вячеслав просто оказался занят в новогоднюю ночь, бизнес, знаете ли…
Новая жизнь с Нового года
Короче, перед нами то, что называется «обнять и плакать». Или подумать, что предпочесть: «хоть плохонький, да мой» или одиночество вдвоем. Но исполнитель роли Стасика Сергей Закутин (он же режиссер-постановщик, он же главный режиссер театра) – большой мастер создания образов таких вот трогательных чудаков, под милой несуразностью которых кроется глубина души и чистота помыслов. Поэтому ближе к концу спектакля Татьяна, кажется, близка к принятию решения. Сказались тут и рассказанные без утайки истории ее подруг, и обаяние Стасика, и, конечно же, случайность, открывшая Тане глаза на героя ее романа.
Так неужели вся история о синице в руке, которая однозначно лучше журавля в небе? Именно это хотел сказать режиссер?
– Я хотел сказать про то, что мы зачастую живем в жизни, которую сами себе нарисовали, и никак не можем выйти из этих рамок, – объясняет Сергей Закутин. – Тема отложенной жизни, когда кажется, что со следующего понедельника, с Нового года точно начнем новую жизнь. Ходим по кругу. И вот Новый год пришел, главные герои наконец-то начали новую жизнь. Для этого им нужно набраться мужества и сил, это заслуживает уважения… И да, лучше синица в руках, чем журавль в небе, наверное. Лучше настоящий Стасик, чем придуманный Вячеслав. Только полюби, открой сердце человеку, который рядом. Это и хотим сказать: чтобы была любовь, чтобы слышали друг друга, понимали…
И алчевские зрители полностью разделили эту позицию, благодарно аплодируя стоя. И надеясь: эти овации вологжанам – далеко не последние.



