Стахановские студенты и школьники в составе сводного регионального студенческого отряда «Скиф» приняли участие в научно-изыскательских работах Артезианской археологической экспедиции по исследованию античных памятников Боспорского царства. Ее руководитель профессор, доктор исторических наук Николай Винокуров заявил, что уровень подготовки, умение принимать технически грамотные решения и ответственное отношение к выполняемой работе юных стахановчан достойны высшей похвалы.
О становлении и возрождении историко-археологического клуба «Скиф», находках полевого сезона-2025 в Артезиане и как с этим связано стахановское движение читайте в нашем материале.
Историко-археологический клуб «Скиф», действующий в Стахановском промышленно-экономическом техникуме (СПЭТ), в этом году отметил 35-летие. Он единственный в республике имеет уникальную возможность участвовать в настоящей археологической экспедиции в Крыму. Студенты и школьники помогают ученым раскрывать тайны античного Артезиана.
История
Клуб «Скиф» начинал свою историю в СШ № 9 города Брянка. Вокруг замдиректора по воспитательной работе Олега Остаповича Яворского и преподавателя истории Эллы Анатольевны Яворской сплотились ребята, увлеченные историей. В первую археологическую экспедицию с Луганским краеведческим музеем они отправились в июне 1990 года.
В 1996‒1997 годах клуб уже оформился в мощное молодежное объединение, а с 2000-го школьники и студенты Брянки и Стаханова принимают активное участие в исследовании античного города-государства Ольвия у села Парутино Николаевской области. У «Скифа» появились свои гимн, флаг и экспедиционные традиции.
В 2014 году украинская агрессия прервала деятельность клуба в плане выезда в летний сезон на раскопки.
‒ За эти 35 лет многое удалось сделать. Нам есть чем гордиться. Но главное ‒ это ребята, прошедшие школу археологических раскопок. В этом году они предложили посвятить экспедицию в Артезиан 90-летнему юбилею трудового подвига Алексея Стаханова и его последователей. В составе отряда все знают об этой героической странице истории. Примечательно, что и к специальной военной операции у них трепетное, я бы сказал, отношение, ‒ говорит руководитель клуба, участник СВО Валерий Скиба.
Возрождение
В 2024 году базой возрождения клуба «Скиф» стал СПЭТ. По словам Валерия Михайловича, после демобилизации он решил возобновить деятельность клуба. Для этого связался с двумя экспедициями. Первым ответил начальник Артезианской археологической экспедиции (ААЭ), доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков им. В. Ф. Семёнова, директор Центра археологических исследований Московского педагогического государственного университета (МПГУ), член Экспертного совета по истории, археологии и смежным научным дисциплинам при Комитете по науке и образованию Совета Федерации РФ Николай Винокуров.
‒ Если вы работали с руководителем Ольвийской экспедиции Валентиной Крапивиной, я вас обязательно возьму, ‒ пообещал он.
Словом, сработал ольвийский авторитет. И в 2024 году студенты приняли участие в ААЭ по исследованию памятников археологии Боспорского царства и добыли добросовестным трудом право участия в Артезианских экспедициях.
В этом году «Скиф» получил приглашение от профессора. 24 студента и школьника из Брянки, Стаханова, Ирмино, Калиново и Луганска, и с ними трое взрослых, вновь отправились на раскопки античного городища.
Жизнь в лагере
Ребята жили в полевом палаточном городке. Рядом ‒ стационарная столовая, кухня с печками, четырехразовое питание. А также душевые комнаты, стиральные машины…
На раскопе, который находится буквально в 400 метрах от палаточного городка, нужно быть в 6:00. Как и положено по законодательству, несовершеннолетние юные археологи трудятся четыре часа, совершеннолетние – шесть.
После обеда – свободное время. Главная «плюшка» ‒ это, конечно же, море в получасовой доступности. Даже два – Черное и Азовское.
В 21:00 археологический народ собирается на отрядном месте, где подводятся итоги дня, планируются дела на завтра и отмечаются отличившиеся.
‒ Был удивлен, когда школьники, видя, что мы, взрослые, не справляемся, остались и помогли доделать участок. Землю в конце рабочего дня оставлять в раскопе нельзя. Выносили ведрами, чистили. Часа два под палящим солнцем оставались, и никто не жаловался на судьбу, ‒ признается Валерий Михайлович.
Уникальность и правильность
Несколько слов о проекте «Археологический профильный лагерь». Экспедиция при всей своей научности обладает огромным воспитательным потенциалом. Здесь все в комплексе: патриотизм, трудовое воспитание, самоорганизованность и дисциплина. Ну и, конечно, общественно-полезное дело, когда ты вносишь свой вклад в развитие отечественной археологии.
Во-первых, сам раскоп – по сути соприкосновение с живой историей. Согласитесь, одно дело в учебнике прочитать об амфоре, а другое – держать ее в своих руках.
‒ Ярко-оранжевые артезианские футболки – пропуск в любой государственный музей Керчи. Их вручают за заслуги тем, кто отработал первые три-четыре дня. То есть уже показал донбасский характер. Его сразу видно, ‒ заверяет главный «скифовец».
В этом году были и творческие мастерские, в частности, настоящая гончарная с мастером. В музее древностей детвора расписывала керамику, а краски училась разводить по скифским и греческим «рецептам».
Отдых включал и такой вид творчества, как бардовские песни под гитару. В первый же вечер на отрядном месте звучали Визбор, Высоцкий и песни военных лет.
‒ Патриотическое воспитание – на первом месте. Уникальный проект. Здесь и бережное отношение к историческому наследию, и охрана памятников истории, и собственно археология. Это воспитание историей. Археологическая педагогика, можно сказать, ‒ утверждает Валерий Михайлович.
Понятно, что не все из ребят, участвующих в экспедициях, станут археологами. Но им посчастливилось соприкоснуться с этим, увидеть другую, интересную, наполненную смыслом жизнь. Окунуться в чарующий мир археологии…
Вот один из моментов. Экскурсия в столицу Боспорского царства Пантикапей, где тоже ведутся раскопки. Детвора кричит: «Коллеги, привет!»
‒ Они себя уже ощущают своего рода особым сообществом, понимают, что не такие, как все. Это чувство мне нравится. Дети гордятся футболками. Есть обряд посвящения в скифское племя «Тарпаны» (так мы себя еще называем), на котором им вручают кулоны в виде волчьего зуба. Многие ходят с ними на занятия. Для них это символ прикосновения к чему-то таинственному… «Мы с тобой одной крови», ‒ делится Валерий Скиба.
Отряд
ЛНРовский отряд был единственным в экспедиции. Когда наши приехали, там работали 50 человек, в основном волонтеры-одиночки из разных городов. В августе остались самые стойкие: руководство, несколько волонтеров-старожилов экспедиции и «Скиф».
‒ Работа археолога ‒ это творчество или ремесло?
‒ Археология ‒ это прежде всего наука. В научной экспедиции детвора познает все виды работы: от забивания первого колышка разметки квадрата, который будем копать, до находок, шифровки и рисования. Но в ней важен и творческий подход. Раскоп должен быть четким, все отмечается, зарисовывается, фиксируется.
Спускаясь по слоям, археологи шифруют находки отдельно. Как выяснилось, копать до центра Земли не нужно. Буквально на штык – и уже идет керамика, значит, здесь жили люди. Культурный слой, как говорят ученые.
С участием стахановских студентов и школьников в этом году были найдены уникальные находки, включая элементы убранства алтарей и храма Зевса Генарха и Сотера, части скульптуры Зевса из мрамора, терракотовые фигурки, античные монеты, исследованы многочисленные объекты южного теменоса городища, включая фортификационные сооружения.
Студентка медколледжа Варвара Кузнецова, исследуя яму у алтаря, нашла часть беломраморной плиты с надписью на древнегреческом. Сейчас графологи ее расшифровывают. Скорее всего, это посвящение Зевсу.
Находка студента СПЭТ Виктора Коржа – терракотовая фигурка богини Деметры. Греки, как выяснилось, были большими любителями раскрашивать все или почти все: пурпурные тоги, тела с оттенком загара.
Еще наши нашли штукатурку с синей глазурью. В таких случаях сразу же грядет консервация, так как под солнечными лучами и воздухом все тускнеет.
К разряду часто встречающихся относятся находки монет римского периода – I‒II веков нашей эры.
И взрослые
Еще один немаловажный воспитательный момент. Валерий Скиба и Андрей Рендейко, его друг-ольвиец, второй руководитель экспедиции клуба «Скиф», выходят на раскоп в первых рядах. Детвора – следом.
‒ Мы с ними плечом к плечу идем. Дети видят такое отношение и становятся ответственнее, ‒ говорит Валерий Михайлович.
Андрей Анатольевич ‒ незаменимый человек в отряде, на нем ‒ организация экскурсий выходного дня и всех праздников. А вечером его песни наполняют степной простор. Одна из них ‒ об Артезиане, написанная в этом году, с легкой подачи профессора Винокурова стала гимном ААЭ.
В экспедицию-2025 поехал и его сын – Кирилл Рендейко. То есть уже появились «скифовские» династии.
В аккаунте клуба увидели фото с подписью «Волшебный водитель». Оказалось, что это Александр Бахшинский из Калиново, где он работает на скорой. Человек с золотыми руками: во время экспедиции не только крутил баранку, но ремонтировал буквально все ‒ от часов или гитары до стиральной машинки.
Как стать археологом
По утверждению Валерия Скибы, стать на время археологом-любителем довольно просто. Для этого на сайте ААЭ есть анкета, которую необходимо заполнить.
Совмещение археологии с отдыхом – это круто и здорово. Полдня помогаешь Родине, занят общественно-полезным трудом, а заодно приобщаешься к истории.
‒ Тут предоставляется уникальная возможность: ты видишь кувшины и амфоры, которые потом скрываются под музейными витринами с предостережением «Руками не трогать». Мы держали в руках часть мраморной статуи Зевса, а теперь он находится в музее Керчи. В подписи есть уточнение, что это находка 2024 года, ‒ отмечает Валерий Скиба.
В следующем году ААЭ отметит 40-летие. Главный вопрос, который волновал во время разговора: отправятся ли туда наши?
‒ Мы ничего не планируем. У нас есть поговорка: полгода вспоминаем прошедшую экспедицию, а полгода готовимся к следующей. Обычно в январе-феврале говорю, поедем или нет. Собираемся, конечно. Это стало для нас интересным и нужным местом силы, ‒ подчеркивает руководитель и уточняет. – Хотелось бы, чтобы проект стал долгосрочным и власть его поддержала.
Справка
Раскопки проходят в урочище Артезиан в 20 км от Керчи у поселка Чистополье.
Артезиан – античное городище, бывшая древнегреческая колония, затем форпост Пантикапея – столицы Боспорского царства. Существовал в VI веке до н. э. – IV веке н. э. По предположениям исследователей, в Артезиане проживали чиновники и располагался гарнизон в 1500‒2000 человек.
Прямая речь
Николай Винокуров, начальник ААЭ:
‒ Стахановские студенты и школьники оказали действенную помощь в проведении научно-изыскательских археологических исследований античных памятников в урочище Артезиан и организации бытовой жизни в экспедиционном лагере.
Ребята проявили на раскопках прекрасные организаторские и деловые качества, которые способствовали выполнению научных, воспитательных и просветительских проектов ААЭ и развитию российской археологии. Уровень подготовки, умение принимать технически грамотные решения и ответственное отношение к работе достойны высшей похвалы.
Дальнейшее участие ваших студентов в проекте будет содействовать исследованию памятников истории, археологии и культуры.
Ольга Георгиева, фото из архива клуба






