Вот на таких сынах и держится земля – памяти Михаила Мизюкина

– Мамочка, смотри, машина, как у нашего папы! – восклицает второклассник Женя Музюкин, держа на руке модель боевой машины РСЗО «Град». Именно такие автомобили используют в зоне СВО наши артиллеристы.

Папа мальчишки – краснолучанин, командир 2-го огневого взвода реактивной батареи гвардии старший лейтенант Михаил Музюкин.

– Да, сынок, такая, – отвечает мама, глотая ком, внезапно подкативший к горлу.

– Я ее папе поставлю, – кричит Женя и бежит к отцовской фотографии… Слегка улыбаясь, смотрит с портрета их дорогой папочка и муж. Кажется, он совсем рядом, такой родной, любимый! И будто не было того страшного дня, не было ощущения безысходности и пустоты, не было миллиона выплаканных слез… Он просто уехал на службу, но скоро вернется, обнимет Женьку – свою точную копию, Сашулю – милую дочурку, Юлечку – любимую жену…

Офицер – не просто звание

В 2017 году Михаил Музюкин вступил в ряды Народной милиции ЛНР. Вначале молодой человек занимал рядовую должность, но довольно быстро, завоевав авторитет, начал продвигаться по службе.

– Миша был всесторонне развитый молодой человек, открытый, легкий на подъем… Кто бы о чем его ни попросил, он сразу откликался и помогал – за это его любили и уважали. Командование видело в нем все задатки офицера, поэтому и продвигало на офицерскую должность. Он с легкостью справлялся со сложными расчетами, ведь артиллерия – ничто без математики, а Мише все давалось легко, – поясняет капитан Народной милиции ЛНР Александр Дашук. Александр Михайлович на тот момент служил заместителем командира бригады по работе с личным составом, он хорошо разбирается в людях и сразу понял: с Мишей можно и в огонь, и в воду!

Выступили по приказу

В феврале 2022 года Михаил Юрьевич был уже командиром огневого взвода, службу проходил в Красном Луче, поэтому хоть и нечасто, но дома бывать удавалось. Когда поступил приказ выдвинуться на позиции, домой заскочить не удалось, быстро собрал вещи – и в путь.

– Когда нам объявили, что нужно выдвигаться, мы были в карауле, – вспоминает друг и сослуживец Михаила, командир реактивной артбатареи гвардии капитан Игорь Попов. – Мы несколько дней совсем близко от Красного Луча находились – на Партизанской стоянке, оттуда и выступили по приказу в направлении Лотиково – Зимогорье.

Партизанская стоянка, ставшая местом пристанища партизан в Великой Отечественной войне, и тут сослужила службу.

– Погода тогда была ужасная, холодно очень, мы ничего не знали – куда они едут, надолго ли… А потом связи не было – помню, что телефон из рук не выпускала, все ждала, когда Миша позвонит или напишет, – вспоминает супруга военнослужащего Юля. – Я так переживала, мороз стоял, потом слякоть, они промокали, а сушиться негде, костры разводить нельзя. Я только догадываться могла, насколько ему там тяжело, сам же он ничего никогда не рассказывал. Миша нас очень оберегал, не хотел, чтобы мы волновались.

Молись богам войны – артиллеристам

Невозможно представить военные действия без огневой поддержки артиллерии. Дивизион, в котором служил Михаил Музюкин, успешно освобождал нашу республику от украинских нацистов. Наши ребята четко работали по целям, поражая технику и живую силу противника.

Однажды ночью, отработав в направлении Северодонецкой агломерации, наши военнослужащие возвращались на базу, как вдруг Михаила вместе с Игорем Поповым вызывает командование. Разговор начался резко со слов: «Ну и как вы теперь спать будете?!». Два друга переглянулись, не понимая, в чем дело. «Вы этой ночью до 500 человек личного состава и большое количество техники поразили!» – закончил, уже ухмыляясь командир. «Хорошо будем спать, замечательно!» – ответил Михаил с чувством выполненного долга. Как оказалось впоследствии, той ночью нашим артиллеристам удалось поразить базу, на которой дислоцировались украинские военные, – операция прошла успешно.

Папка приехал!

– Однажды Мишка приехал на побывку – буквально на пару дней. Обидно, что так редко ему удавалось вырваться домой! Ему ведь и со всеми повидаться хотелось, и с семьей побыть, и матери в чем-то помочь – она у него одна, он без отца рос. Мы в тот его приезд толком и не пообщались, но, когда уезжал, он попросил отвезти его к месту службы. Подъезжаем, его пацаны-сослуживцы встречают, только увидели нас, повыскакивали: «Папка приехал!», и давай обнимать, радостные такие! Мишу все любили, уважали очень. Таких, как он, больше нет, – говорит друг Михаила Алексей.

Я с пацанами до конца

Мишу было за что любить – добрый и честный, он всегда с пониманием относился к рядовым солдатам, пытаясь облегчить их жизнь в суровых военных буднях, старался не выслужиться перед командованием, а, наоборот, помочь тем, с кем делил последнюю сигарету и глоток воды.

Заняв очередную позицию, нужно было окопаться. На улице мороз, землю и зубами не угрызешь, а тут начальство отчитывает, что до сих пор не готовы окопы… Старший лейтенант Музюкин понимал, что такое копать вручную – до службы он работал на шахте, тонны угля перелопатил… Недолго думая, прыгнул в машину, отыскал трактор – и вот уже окоп готов.

В феврале 2023 года военнослужащий приехал в отпуск. Вдруг звонок: предложили вышестоящую должность…

– Я как раз рядом был, когда ему позвонили, он рассказал мне об этом предложении и говорит: «Как же я пацанов своих брошу?! Они со мной, а я их предам получается… Не пойду», – рассказывает товарищ Михаила.

В этом был весь Миша Музюкин – не зря его уважало командование и любили сослуживцы.

15 марта 2023 года Михаил погиб – при разведывании новых позиций наехал на мину… Водителю его «Урала» повезло, практически невредимый, а светлого и доброго Мишки не стало.

Он мог бы многое еще сделать для Родины, ведь был стоящим командиром, но что важнее – он был настоящим человеком. На таких, как он, держится наша земля, такими сыновьями гордится Отечество.

Марина Плугова, фото из личного архива семьи Музюкиных