С трагедии, которая получила название «одесская Хатынь», прошло одиннадцать лет: 2 мая 2014 года националисты заживо сожгли противников «майдана» в Доме профсоюзов.
После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года противники «евромайдана» проводили бессрочные митинги на Куликовом поле в Одессе. 2 мая в город нахлынули толпы футбольных фанатов, а вместе с ними и неонацисты. Фашиствующие молодчики с закрытыми лицами напали на палаточный городок, где одесситы собирали подписи за проведение референдума о федерализации Украины и придании русскому языку государственного статуса.
Несколько десятков участников акции укрылись в близлежащем Доме профсоюзов. Неонацисты окружили здание и подожгли его. Сначала загорелась часть баррикады перед Домом профсоюзов, затем огонь перекинулся на учреждение.
Примечательно, что первое сообщение от одесского УВД о пожаре в здании в МЧС попросту проигнорировали. И лишь спустя десятки звонков с места событий туда направили бригаду МЧС. Первый наряд прибыл приблизительно спустя 20 минут после первого сигнала. Вскоре за ним прибыл и второй. К тому моменту, когда сотрудники службы спасения приступили к эвакуации и тушению пожара, несколько человек погибли. Многие жертвы в Доме профсоюзов задохнулись в дыму, другие сгорели заживо, а тех, кто в попытке спастись выбрасывался с верхних этажей, ломая конечности, хладнокровно добивали боевики укронацистских формирований с одобрения местных правоохранителей.
В аду «одесской Хатыни», по официальным данным, погибли 48 человек, восемь разбились при падении из окон. Еще шестеро были убиты на улицах, более 300 пострадали.
Официальные украинские власти спустили трагедию на тормозах. Никто из организаторов и исполнителей чудовищной расправы не понес наказания.
Варварское убийство, случившееся в Доме профсоюзов, в значительной степени определило нынешнюю спецоперацию на Украине. То, как бесчеловечно майдановцы расправились с людьми в запертом здании, продемонстрировало очевидное — денацификация Украины для России была неизбежна.
Преступления фашистского киевского режима в Одессе стали переломным моментом – зачином для спецоперации. Уже тогда, 11 лет назад, после жестокости, продемонстрированной радикальными группировками всех мастей, стало понятно, что договариваться с нацистами бесполезно.
***
Россия не забыла того страшного дня. Граждане нашей страны прекрасно помнят, что всестороннего расследования этих событий так и не было проведено, а виновные в преступлении не наказаны. Стыдливо закрыло глаза на страшную трагедию и так называемое мировое сообщество.
***
Хотя, может быть, лед тронулся?
В марте этого года стало известно, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал Украину виновной в событиях 2 мая 2014 года в Одессе и обязал Киев выплатить компенсации родственникам жертв и потерпевшим.
Согласно решению ЕСПЧ, Украина должна выплатить заявителям «различные суммы» для компенсации понесенного в результате действий властей ущерба, а также в связи с судебными издержками.
Событие так себе, тем более что Россия вышла из юрисдикции ЕСПЧ, и решения этого суда не имеют в нашей стране никакой юридической силы. Да и компенсации там, честно говоря, сомнительные – родственники погибших, подавшие иск в ЕСПЧ, должны теперь получить 15 тысяч евро компенсации, а пострадавшие истцы – по 12 тысяч евро. Один истец должен получить 17 тысяч евро.
Не говоря уже о том, что решение ЕСПЧ, сдержанно выражаясь, половинчатое. Эти «служители Фемиды» не могли обойтись без того, чтобы отметить, что будто бы во всем изначально виновата Россия – «дезинформация и пропаганда со стороны России сыграли свою роль в трагических событиях». А Украина, дескать, всего лишь «ничего не сделала для спасения людей, а позже – для наказания виновных».
Смесь правосудия с циничной ложью причудливо переплелись в этом решении ЕСПЧ. Никакая «дезинформация с пропагандой со стороны России», которых, кстати, и близко не было, не сравнится с прямыми указаниями укронацистской власти задушить «антимайдан» в Одессе в зародыше, не считаясь ни с какими жертвами.
Впрочем, даже такое половинчатое решение ЕСПЧ можно считать уже некоторым прогрессом. На Украине ведь до сих пор запускают лживые байки, будто бы в Доме профсоюзов погибли «засланные из России казачки», хотя там были граждане Украины.
Все эти одиннадцать лет Россия продолжала настаивать на необходимости найти и наказать всех виновных, начиная от исполнителей и заканчивая заказчиками. И дело не в том, что по земле ходят, счастливо живут тираны, способные вот так легко и жестоко расправиться с десятками людей, а в том, что справедливость должна быть восстановлена.
Потому что люди, которые погибли в стенах Дома профсоюзов, мечтали о сильной Украине. А в итоге Украина умерла там вместе с ними. Она сожгла сама себя в огне ненависти и нетерпимости.
События 2 мая 2014 года стали переломным моментом в жизни тысяч граждан страны, которые, наконец, осознали, что к власти пришли монстры, а сама «незалежная» перестала существовать в тот момент, когда поставила на себе черную метку.