Александр Вознесенский: «За Родину всегда шел добровольцем»

Настоящий борец за правду и справедливость, патриот своей Родины и опытный солдат – так можно охарактеризовать краснолучанина Александра Вознесенского.

В первых рядах Александр Александрович вступил в ополчение в 2014 году, так же пошел добровольцем и в 2022-м – с начала специальной военной операции.

– Я русский, я люблю свою Родину, поэтому еще в 2014 году стал принимать активное участие в пикетах, которые проходили вначале в нашем городе, потом – в Луганске. Участвовал в штурме здания СБУ, позднее – в боевых действиях на территории нашей республики и ДНР. У меня был военный опыт: я и в армии служил, и в Абхазии повоевать успел, поэтому прекрасно понимал, к чему может привести государственный переворот в Киеве и чем это всё может закончиться, – объясняет краснолучанин.

Не было опыта, но была вера

Александр Вознесенский вспоминает, как в ряды ополчения Донбасса приходили совсем неопытные бойцы-добровольцы. И молодые ребята, и зрелые мужчины шли с одной единственной целью – защитить родную землю. Но военного опыта у многих не было, не знали даже, как автомат заряжать, как гранатами пользоваться – ничего.

– Я в то время многих ребят обучил. На месте за час-полтора объяснял всё. Некоторые не знали даже, как заряжается автомат, а бывало такое, что клинили патроны. Объяснял, как расклинить автомат по-быстрому, потому что к бою солдат должен быть готов всегда. Показывал всё, учил и как мины устанавливать, и как пользоваться гранатами, что выдергивать, через сколько бросать ее. Гранаты ведь тоже разные бывают – оборонительные, наступательные…

Всему учил. Да, многие ничего не умели, но вот этот патриотический подъем был у всех, и это давало уверенность, что мы победим, – улыбаясь, говорит наш герой.

«Я всегда верил в нашу победу – и тогда,
в 2014-м, и сейчас верю, что мы победим».

С шахты – прямо в окопы

До госпереворота в Киеве в 2014 году, который и стал отправной точкой волнений уже в Донбассе, наш земляк, как и большинство мужчин, трудился на шахте «Миусинская». Прямо с шахты и ушел в ополчение. Мужчина знал: он должен защитить семью и родную землю.

Супруга Александра Александровича тогда осталась дома вдвоем с сынишкой, она понимала, что не в правилах мужа сидеть сложа руки.

– Конечно, она переживала, но жена у меня тоже патриотка, поэтому понимала меня и выбор мой приняла, – поясняет мужчина.

После взятия здания луганской СБУ Александр Александрович вместе с соратниками попадает в Перевальск, после участвует в боях за Попасную, а далее служит на донецком направлении.

– В конце лета были серьезные бои за Иловайск. Как раз там мне пришлось повоевать, а после нас пере­бросили в Горловку, где мы держали оборону. В разгроме украинских войск в ходе освобождения Дебальцево я не участвовал – мы как раз на линии сдерживания были, следили, чтобы не было прорывов и враг не заходил к нам с флангов, – поясняет военнослужащий.

В 2015 году, уже после Чернухино-Дебальцевской операции, Александр Вознесенский принимает решение вернуться к семье:

– Я решил закончить службу – много молодых
добровольцев пришло к нам, и я вернулся на шахту.

И снова в строй

– Как только объявили о начале СВО, я снова пошел добровольцем, где командовал уже взводом мотострелков, а после был командиром взвода огневой поддержки, – ведет дальше свой рассказ наш земляк.

Александр Александрович вспоминает, как начиналась специальная военная операция, говорит, что ее невозможно сравнить с боевыми действиями 2014 года.

– Многие участники СВО уже прошли события 2014-2015 годов, они знали, как пользоваться оружием, как вести себя при обстреле, что делать, чтобы не допустить прорыва, какая должна быть оборона на случай наступательных действий со стороны Украины и так далее. Да, были и неопытные бойцы, но у них уже был хороший тыл – люди, прошедшие и огонь и воду, а в военных действиях опыт имеет колоссальное значение, – поясняет Александр Вознесенский.

Самое тяжелое – терять людей и видеть гибель мирных

За время своей службы командир взвода многое успел повидать, в различных боевых операциях поучаствовать. Но ни лютый холод зимы 2022-го, ни заминированные дороги, ни разрушенные противником наши города так не терзали душу, как потери личного состава и зрелище изувеченных мирных жителей, безжалостно убитых украинскими солдатами.

– Жители освобожденных городов встречали нас хорошо. В основном же там были адекватные люди, которые прекрасно видели, что творила украинская армия.

Мне очень больно было смотреть на тела мирных жителей, которые мы там находили… Это страшно, ведь они были не просто расстреляны, они были растерзаны, было понятно, что над людьми вначале издевались, а только потом убивали их, – рассказывает о страшных подробностях военнослужащий.

Так как наша армия штурмовала населенные пункты, освобождая родную землю от врага, без потерь не обходилось. Однажды нашему командиру поступило задание отправиться за телом погибшего воина. Идти нужно было на обстреливаемую территорию, но не в правилах наших бойцов бросать товарищей, пусть и погибших – каждого должны похоронить, как это подобает герою.

– Мы тогда только приехали на эту позицию, в подчинении у меня было несколько ребят, которые, можно сказать, необстрелянные были. Выдвинулись, до тела дошли, уже начали его нести, как по нам стали работать «польки» – это мины такие, бесшумные. Если наши летят, звук слышен характерный, можно успеть упасть куда-то, спрятаться, то здесь просто не успеваешь, потому что не слышишь ничего.

В общем, нас не задело, но контузило, и напарники мои как в ступор впали, впервые под таким обстрелом оказались. Я начал считать и на раз-два-три командовать им, что мол бежим или стоим. В общем, вывел таким образом пацанов, и тело мы потом тоже донесли. Ребята тогда меня благодарили, можно сказать, спас их. Просто военный опыт и само­обладание – это самое важное, что нужно бойцу, – поясняет Александр Вознесенский.

Мы шли вперед, освобождая нашу землю от врага. Когда даже маленький кусочек нашей Родины был освобожден, радовались и знали, что еще многие города и села освободим!

Отдать самое дорогое

В 2023 году наш земляк ушел со службы на заслуженный отдых – его комиссовали по возрасту. Он бы еще послужил, да контузии, которых было немало, стали всё чаще напоминать о себе. Но за отца остался служить его сын – паренек, выросший на отцовском примере, тоже посвятил свою жизнь службе во имя Родины. Пока мы готовили этот материал, стало известно, что 23-летний сын Александра Александровича пал смертью храбрых. Отец отдал самое дорогое, что было у него в жизни, – единственного сына.

Нет надежнее щита у нас, чем наши воины. Пока есть такие сыны Отечества – наша Родина в
надежных руках.

Марина Плугова, фото из личного архива Александра Вознесенского