Путь к победе. 10-я годовщина окончания Чернухино-Дебальцевской операции

18 февраля 2015 благодаря слаженным действиям объединенных вооруженных подразделений ЛНР и ДНР захлопнулся «Чернухино-Дебальцевский котел». Разгром дебальцевской группировки укронацистов не только коренным образом поменял стратегическую обстановку на фронте, но и вынудил Украину пойти на подписание Минских договоренностей, которые фактически закрепили невозможность дальнейшей агрессии преступного киевского режима против республик Донбасса. Несмотря даже на демонстративное невыполнение Украиной Минских соглашений, республики получили возможность для восстановления и мирного развития.

Бои за стратегические высоты: как захлопнулась крышка «котла»

Дебальцево – один из крупнейших железнодорожных узлов бывшей Украины, который, в частности, обеспечивает связь между ЛНР и ДНР. Стратегическое расположение Дебальцево очевидно – стоит только взглянуть на карту. Удержание Дебальцево для украинских боевиков стало принципиальным моментом, который должен был реабилитировать украинскую армию и командование в глазах общественности.

Началом активных боевых действий по созданию «Чернухино-Дебальцевского котла» можно считать 22 января 2015 года. К этому времени ситуация на фронте существенно изменилась, и после масштабной летней военной кампании 2014 года ополчение эволюционировало в полноценную армию.

В результате боевых действий армии ЛНР и ДНР срезали выступ между Горловкой и Комиссаровкой. На этом выступе украинские войска готовили наступление для расчленения республик и с этого же выступа производили обстрел территорий народных республик.

Активные действия развернулись по всему периметру выступа. В ночь с 7 на 8 февраля вооруженными силами народных республик был занят населенный пункт Нижнее Лозовое, через который проходит одна из дорог на Артемовск. На следующий день подразделения Народной милиции ЛНР заняли поселок Логвиново, находящийся на центральной магистрали М 103. «Чернухино-Дебальцевский котел» становился суровой реальностью для укронацистов.

События развивались стремительно. Артиллерия ВФУ не смогла оказать полноценную поддержку войскам, находившимся внутри «котла». Не хватало сил, чтобы деблокирующими ударами изнутри прорваться из окружения.

Генеральный штурм Дебальцево состоялся 17 февраля. Первыми вошли в город подразделения ЛНР, позже к ним присоединились военные ДНР. Наступление велось со всех направлений. Это привело к полному разгрому частей украинской армии, находившихся южнее Дебальцево – в районе поселка Чернухино. В Дебальцево 18 февраля в центре города было поднято боевое знамя, что и стало ознаменованием победы и концом сражения.   

Застыло время здесь в почетном карауле

Самые ожесточенные бои развернулись за Чернухино. Продвижение подразделений Народной милиции ЛНР осложнялось тем, что ВФУ отказывались давать гуманитарные коридоры для эвакуации мирных жителей из поселка. Цветущий уголок Луганщины буквально был стерт с лица земли украинскими нацистами. В Чернухино до войны проживало более шести   тысяч человек, осталось несколько сотен; сколько погибло под снарядами и минами карателей трудно сказать, а те, кто выжил, с трудом могли говорить о пережитых страданиях.

С 14 августа 2014 года до освобождения в феврале 2015-го поселок занимали силы ВФУ. Бои за поселок шли упорно и продолжительно, поскольку Чернухино располагается на стратегически важном стыке границ ЛНР и ДНР.

Подразделения ВФУ были выбиты из Чернухино 7 февраля, а 9 февраля мониторинговая миссия ОБСЕ в своем официальном отчете сообщила, что украинские военные были отброшены от поселка на четыре километра, но зачистка продолжалась еще несколько дней. Бои шли буквально за каждый дом. Официально о взятии Чернухино сообщили 18 февраля, а на следующий день – 19 февраля – над поселковым советом было поднято знамя ЛНР.

Из воспоминаний тех, кто выжил в чернухинском аду

Наталья В., местная жительница:

–  Укронацисты привязывали пожилых мужчин и стариков к уличным столбам, таким образом делая из мирных жителей своеобразный щит, чтобы ополченцы не стреляли из пушек по позициям ВФУ.

Виталий, шахтер, житель Чернухино:

– С помощью одного местного гада нацгвардейцы после огневого налета взяли в плен двух раненых ополченцев. Пытали их долго и жестоко, в конце концов закололи штыками. Как мы выжили под гнетом нациков, не знаю. Но я знаю точно, что теперь все чернухинские мужики, которые могут держать оружие в руках, в том числе и я, пойдем воевать с этой нацистской сволочью!

Людмила Павловна, пенсионерка из Чернухино:

– Я почти две недели со своим беспомощным отцом просидела в погребе. Батюшка мой, царство ему небесное, преставился, не выдержало сердце. Мы с соседом прикопали его под пулями и снарядами в огороде. В Чернухино не просто гуманитарная катастрофа, там настоящий геноцид, который устроили укронацисты. Пять месяцев мы жили в оккупации, украинские военные смотрели на нас, как на людей второго сорта, как на животных. Они твердили: «Цэ наша земля…». Нет! Это наша земля! И они подавятся прахом моего девяностолетнего отца, ветерана Великой Отечественной войны, душа которого маялась над разрытым снарядами огородом. Пусть будут все они прокляты в веках!

Женя, одиннадцатиклассница из Чернухино:

– В поселке беспомощные старики, за которыми некому было ухаживать, умирали голодной смертью. Они слабели от голода и не могли дойти до двери, попросить о помощи. Так и умирали – тихо, как жили. Я знаю по рассказам подруг, что одна бабушка молила Бога, чтобы в дом ее попал снаряд, чтобы не мучиться. Сколько убитых и покалеченных… Все дни в оккупации молодые девчонки боялись выходить на улицу: «украинские освободители» могли изнасиловать приглянувшуюся девушку. Спасибо луганским ополченцам за то, что они, рискуя своей жизнью, вытащили нас из этого ужаса!

Разгром

Главы ЛНР и ДНР объявили о готовности предоставить выход украинским войскам из «котла», если они оставят оружие и технику. Киевские силовики начали подготовку к выходу из Дебальцево, были подорваны железнодорожные пути и другие объекты транспортной инфраструктуры. 13 февраля подразделения ЛНР закрепились на окраинах Дебальцево, в городе завязались уличные бои. 17 февраля силы ДНР заняли центральную, северную и восточную части города, в том числе райотдел милиции и железнодорожный вокзал. В тот же день представители ДНР сообщили о взятии Дебальцево и пленении нескольких групп украинских военных численностью 120 человек. Колонна из нескольких десятков военнопленных была показана в эфире Первого канала. Пленные солдаты ВФУ рассказали, что им не давали выйти из «котла» специально созданные заградотряды нацгвардии. Ноги пленных украинцев, которые в двадцатиградусный мороз выходили сдаваться, были замотаны тряпками, газетами и журналами, все это перевязано бинтами. По словам укровояк, офицеры сбежали ночью и украли у солдат берцы, чтобы те не отступали.

18 февраля Генштаб Украины заявил о выводе из Дебальцева 2459 военнослужащих, 15 танков и 50 БМП. Об организованном выходе войск заявил и президент Украины, которым тогда был Петр Порошенко. Но буквально через несколько дней, когда от выживших военнослужащих стали известны лишь некоторые подробности хаотического бегства, даже украинские СМИ назвали слова Порошенко ложью.

По данным вооруженных сил ЛНР-ДНР, украинцы в «Чернухино-Дебальцевском котле» потеряли до 3000 человек. Трофеев от ВСУ осталось много: полные блиндажи касок, бронежилетов, буссолей, биноклей, спальников и сухпайков. Артиллеристам достались от ВФУ орудия и РСЗО, танкистам – трофейные танки, пехоте – БТР, БМП, БРДМ и грузовики, вагоны боеприпасов. После того как бойцы армий ЛНР и ДНР полностью сомкнули кольцо вокруг Дебальцево, в нем оказалось более семи тысяч украинских боевиков. Часть из них сдалась в плен ополченцам, некоторым удалось спастись бегством через простреливаемый со всех сторон узкий «коридор».

Это была операция стратегического масштаба, осуществленная совместными силами ЛНР и ДНР. Она продемонстрировала новое качество вооруженных сил республик и показала превосходство мотивированной боеспособности бойцов над мобилизованной армией Украины и ее некомпетентным командованием. Победа под Дебальцево не только фактически положила конец горячей стадии войны в Донбассе, но и показала деградацию ВФУ, положив начало дальнейшему распаду Украины и неизбежной агонии преступного киевского режима.

Валерия Гализдра, фото Александры Хоменко