На просторах интернета есть интересный ресурс – Telegram-канал «Луганский шарманщик». Музыкальная группа с позитивными историями и онлайн-музыкой в эфире. У нее есть свой слушатель, и она популярна в определенных кругах общества.
Создатель группы – наш земляк Александр Пономарев. Родился «шарманщик» в Луганске, детство и юность прошли на квартале Южном, там же окончил 51-ю школу. Поступил в Луганский национальный аграрный университет, окончил его в 2007 году, получив специальность инженера-строителя по направлению «Промышленное и гражданское строительство». Познакомился с девушкой, влюбился, женился и уехал жить в Кировск.
Сейчас Александр работает редактором на радио «РОКОТ FM».
В медиа, признается, попал случайно в марте 2015-го.
– Можно сказать с улицы, – говорит собеседник. – Так как во время войны многие журналисты уехали, пришел работать в городскую редакцию радио «Говорит Кировск». Узнал, что там требуются сотрудники. А увидев микрофон и микшерный пульт, понял, что попал куда нужно. Сразу почувствовал себя как рыба в воде. В 2015 году вместе с отделом информации и внутренней политики Администрации Кировска ЛНР поднимали СМИ в городе, на линии фронта, делали с коллегами газету, запустили телевидение и эфирное радиовещание, зарегистрировали новую редакцию в республике, по ходу получал второе образование – окончил магистратуру по специальности «Медиакоммуникации» в Луганском педагогическом университете.
– Музыка крепко вплелась в вашу жизнь?
– При всей загруженности на работе или дома музыка всегда была, есть и будет со мной. Еще когда учился в школе, мечтал работать диджеем на радио, слушал, как вещают другие радиоведущие, записывал их музыкальные передачи на кассеты. Любовь к музыке появилась с детства. У моего брата была большая коллекция кассет и катушек. Он всегда громко включал музыку после школы. Из-за чего соседи часто вызывали участкового. Мне музыка никогда не мешала. Я мог спокойно под нее делать уроки. В конце 90-х у нас на квартале были популярны дворовые дискотеки. Еще был такой прикол: вытащить колонку в окно и крутить музыку дома, чтобы слушали все прохожие. По улицам мы тоже всегда ходили с магнитофоном и громко слушали музыку. Все школьные деньги на еду тратил на кассеты с аудиозаписями. Будучи подростками, экспериментировали с друзьями, записывали магнитоальбомы, микстейпы.
– Как возникла идея создать студию?
– В эпоху компакт-дисков и интернета появилась возможность общаться с музыкантами, продюсерами, диджеями из других городов и стран в Сети, обмениваться своими дэмозаписями, делать совместные проекты, организовывать мероприятия. Постепенно начал покупать оборудование и делать домашнюю студию.
Появилась идея запустить интернет-радиостанцию. Купил сервер для вещания, начал записывать музыкальные радиошоу, подкасты, интервью. Пошла обратная связь, появились друзья и подписчики.
– Может, есть интересные проекты?
– Однажды получил предложение помочь организовать студенческое «Нефтерадио» для опорного Уфимского государственного нефтяного технического университета. Удачно запустились 1 июня 2020 года. Хочу отметить, что радио до сих пор работает. В октябре прошлого года ездил в Уфу, где прошла уже очная встреча с руководством вуза и командой «Нефтерадио». Целью визита было и создание нового совместного проекта «УГНТУ/Донбасский взгляд» о жизни и учебе студентов УГНТУ, которые приехали из ЛНР. Параллельно с коллегами из «Нефтерадио» задумались над организацией иновещания.
Запустили интернет-телевидение Всемирной медиакоалиции любителей джаза. Кроме того, у нас есть совместное радиошоу Som De Negao, которое выходит в Бразилии.
Работаем напрямую с артистами без посредников. Это стало важно во время так называемой отмены культуры России. Потому что зарубежные звукозаписывающие компании стали разрывать контракты с русскими музыкантами, выпиливать нашу музыку со своих ресурсов и блокировать нам доступ для прослушивания зарубежной музыки. Причем сами музыканты против такой практики, но после подписания контракта права на музыку им уже не принадлежат. Теперь они присылают нам свою музыку без каких-либо обязательств.
Еще один наш совместный проект с Уфой – это «Мастерская-музей катушки-вертушки», которая открылась благодаря поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова.
Там работает, можно сказать, живет и ночует мой друг Илья Тавлияров. Он хранитель и идейный вдохновитель этого музея. Это была его инициатива. По названию «Катушки-вертушки» можно догадаться, что деятельность этой мастерской связана с аналоговой записью. Илья записывает на магнитную ленту и выпускает катушки с современной качественной музыкой. Этот звук отличается от цифры, которую мы привыкли слушать сегодня в интернете. Запись делается на профессиональной студийной аппаратуре. Мне удалось побывать в мастерской и поучаствовать в записи юбилейного альбома группы «ВИА ЧАППА». А еще мы записали там радиоконцерт с Вероникой Муртазиной для «РОКОТ FM». Вообще, между Уралом и Донбассом крепкая дружба. Илья приезжал к нам в ЛНР несколько раз, выступал с концертами. С ним и композитором Андреем Гучковым мы проводили ночные и утренние эфиры на радио «Говорит Кировск». У нас был также совместный радиопроект с уфимским композитором Маратом Татурасом. По субботам он выходил в эфир на «Говорит Кировск» с музыкальной программой «AEROVIBE». А по воскресеньям была передача «Возвращение в Эдем». Мы крутили в эфире пластинки разных стилей и жанров. Однажды к нам в эфир выходил коллекционер пластинок из Санкт-Петербурга Юрий Бояринцев. Сейчас эта передача тоже есть, но теперь мы вещаем только в интернете на «Нефтерадио». На «РОКОТ FM» в утреннем шоу Rock&Talk слушаем пластинки, но только музыку в стиле рока. Кроме того, я записываю музыкальные стримы, которые публикую в интернете на различных ресурсах с пометкой «ТОЛЬКО ВИНИЛ».
– Кстати, почему «ТОЛЬКО ВИНИЛ»?
– Это просто слоган для привлечения внимания тех, кто любит слушать пластинки. Судя по отзывам, оказалось, что даже опера интересует сегодня людей, а среди рокеров есть любители слушать джаз на пластинках. Мой одноклассник в соцсетях с удовольствием слушает со своим сыном сказки, которые я иногда тоже оцифровываю с пластинок.
Настоящее искусство – делать то, что никому не нужно. Потому что в итоге это кому-то все равно оказывается нужно.
– Ваше предпочтение в музыке?
– В 90-х слушал хип-хоп, сегодня слушаю абсолютно разную музыку. В этом вы можете убедиться, послушав стримы «Луганского шарманщика» в «ВКонтакте». Не хочу ограничивать себя стилями и жанрами. По большей степени это то, что присылают сами музыканты для радиоэфиров. Ну и, конечно же, пластинки, которые дарят люди.
Кто-то их выбрасывает, кстати, недавно был такой случай: уникальные пластинки выбросили просто на свалку, а у кого-то они лежат дома мертвым грузом. Мы даем им новую жизнь. И их снова слушают люди. У каждой пластинки своя интересная история.
– Есть ли у вас кумиры?
– Нет. Есть музыканты, которых я уважаю как личность, и те, с кем делаем совместные проекты. Например, продюсер из Улан-Удэ Любовь Габассова. В мире музыки ее знают как KARSA. Она помогала делать музыку и сведения для луганских мобилизованных. Те записывали рэп на телефон, а когда была возможность выйти на связь с Большой землей, отправляли в Telegram. В песнях парни высказывают свои мысли, чувства, свое отношение к миру и то, что испытали на себе.Люба из начитанного бойцами сделала полноценную музыкальную рэп-композицию, насквозь пропахнувшую фронтом, и не одну. Денег за это она не берет. Просто из уважения к нашим парням, которые воюют за Донбасс и Россию.
– Говорят, на улице не знакомятся. Александр с будущей женой познакомился просто на улице, когда гуляли с друзьями на «Дураковке».
– Дело было летом. Будучи студенткой, она оставалась на каникулах в Луганске, чтобы подзаработать. Вечером Лида шла с работы. Предложил ее проводить до общежития. Ну а потом любовь-морковь, – улыбается собеседник.
– 24/7 – музыка, не мешает ли она семейной жизни?
– У нас творческий тандем, мы – одна мелодия двух сердец, мы – команда. Работаем с Лидой вместе с 2015 года. Мы и газету верстали вместе, и на телевидении работали в одной съемочной группе, сейчас вместе работаем на радио. Понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Долго объяснять не нужно, что к чему. Часто люди спрашивают, мол, как вам не надоедает и дома, и на работе сидеть друг на друга смотреть. Но нам так наоборот комфортнее, когда вместе и рядом. В разы продуктивнее получается.
Мы объединяем не просто людей сквозь пространство и время, мы объединяем семьи.
– «Луганский» – понятно, но почему «шарманщик»?
– В СССР шарманщиками называли радиохулиганов. Меня всегда вдохновляли их истории. Им запрещали крутить музыку, которая не прошла цензуру, отбирали аппаратуру, арестовывали за сильно подвешенный язык, но они все равно занимались любимым делом. Рассказывали людям правду, которая была неудобна, и не все хотели ее слышать, ставили эксклюзивные песни, находили раритеты. Это были мечтатели-изобретатели, наши Кулибины, эдакие бунтари, которые любили радио всем сердцем. Я его тоже люблю всей душой, поэтому и завожу свою «шарманку» каждый день. Что касается планов на будущее, то тут все просто. Жить, работать и беречь семью…
Надежда Аврамова, фото из архива Александра Пономарёв