15 февраля – очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана

На протяжении многих лет мы отмечаем этот день, чтобы почтить память воинов, с честью отстаивающих звание солдата Советской Армии в горячих точках мира.

Сергей Шонин и Михаил Козлов – участники этого военного конфликта, поделились воспоминаниями о службе и рассказали о планах Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций».

Сергей Геннадиевич Шонин, председатель Луганского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций»:

«В ноябре 1979 года я был призван в ряды вооруженных сил СССР, проходил службу в Забайкалье. Был в общевойсковой пехотной учебной дивизии, учился на сержанта. В 80-м году закончил учебку и поступил в наше Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов. В 1984 закончил его в звании лейтенанта, был направлен в Туркестанский военный округ, в 87-й отдельный разведывательный авиационный полк на самолеты Як-28Р. С 1985 года я периодически выполнял полеты в республику Афганистан.

В декабре 1979 года, когда начались военные действия в Афганистане, я находился в учебной роте. Перед вечерней поверкой вышел замполит и обозначил, что наши войска туда вошли. И попросил выйти вперед добровольцев, которые готовы участвовать в этих военных действиях. И тогда, я это никогда не забуду, все 150 человек сделали шаг вперед. То есть все понимали, что нужно отдать свой воинский долг, и были готовы к этому.

Наш полк выполнял задачи в республике Афганистан вплоть до вывода оттуда советских войск в 1989 году. Сначала, еще в 1979 году, нашу эскадрилью посадили на аэропорт Баграм в Афганистане. Но самолеты не несли никакого вооружения, только разведоборудование, а топлива хватало, чтобы выполнить боевую задачу в любой точке страны и вернуться обратно. Поэтому командованием было принято решение эскадрилью вернуть на аэродром базирования на территории СССР. А в Баграм поставили Су-17, которые были с вооружением. Мы же вылетали с аэродрома базирования, выполняли задачу и возвращались.

По окончании войны наша эскадрилья продолжала находиться в Туркестанском военном округе. Нас переучили на новые типы самолетов, и мы продолжили служить. Я уволился из вооруженных сил Украины в 1995 году. И в 1997-м был избран председателем при создании Счастьинской организации Украинского союза ветеранов Афганистана. И так как город Счастье входил в состав Луганска, в 2007 году был избран председателем уже луганской городской организации.

События 2014 года внесли коррективы в деятельность всех общественных организаций в нашем регионе. Мы продолжали работать, в частности принимали участие в переговорном процессе между Киевом и Луганском, занимались вопросом обмена военнопленными. Но, конечно, к Украинскому союзу ветеранов Афганистана относить себя уже не могли. Поэтому в декабре 14 года мы создали свою организацию «Союз ветеранов Афганистана Луганщины». А после вхождения в состав Российской Федерации мы стали Луганским отделением Российского союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций.

Сейчас мы занимаемся доставкой гуманитарной помощи, помощью в реабилитации участников СВО. Кстати, в СВО принимали и принимают участие много афганцев. Налаживаем контакты с ветеранами боевых действий с освобожденных территорий. Проводим встречи в школах, университетах, библиотеках. Февраль у нас вообще богат на мероприятия – уроки мужества, турнир по боксу памяти воина-интернационалиста Андрея Линева. Будем возрождать фестиваль Афганской песни, который в нашем городе проводился традиционно. Так что работы и планов очень много».

Михаил Васильевич Козлов, председатель контрольно-ревизионной комиссии Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций»:

«К Афганистану я имею отношение с 1982 года. Служил в 387-м отдельном парашютно-десантном полку, в котором готовился личный состав для ведения боевых действий в Афганистане. А в 1984 году сам отправился в Афганистан в составе 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка и провел там чуть больше двух лет. Был заместителем командира роты по политической части.

Конечно, информацией о стране я уже владел достаточно предметно. Потому что 387-й полк формировался, повторюсь, для подготовки личного состава для ведения боевых действий. И процентов 40 офицеров у нас уже успели побывать в Афганистане. Но, естественно, боевые действия серьезно отличаются от тренировок на полигоне. Оценочные показатели там, на месте, совсем другие. Там пуля тебя не пожалеет. И если ты что-то не так сделал, недопонял, не получил нужные навыки, шанса исправить ошибку может не быть.

За время моего нахождения в Афганистане довелось немного пообщаться с местными жителями. Мы стояли своим гарнизоном и с местными решали вопросы, связанные непосредственно с нашим там прибыванием. Больше с военными, но и с народной властью имели дело. Потому что, кроме непосредственно боевых действий, мы также оказывали гуманитарную помощь. Это и продукты, и медикаменты, и выезд медбригад на территорию для оказания помощи всем нуждающимся. К нашим медикам там сразу выстраивалась очередь.

Конечно, с точки зрения нас, прибывших тогда из Советского Союза, Афганистан был феодальной страной, на уровне 14 века. Но народ очень трудолюбивый. В тех условиях было очень сложно обрабатывать землю, но им это удавалось. Сельскохозяйственные растения выращивались на террасах, куда приходилось поднимать воду из рек. Из-за всех этих сложностей там на базаре продукты стоили дороже, чем вещи. Там я впервые увидел, как дрова на продажу взвешивают на весах.

Вообще взаимоотношения с местными бывали и приятельскими, и дружескими. Но нужно понимать, что восприятие нас могло быть разным. Афганистан – очень многонациональная страна. И у каждой народности, каждого клана есть свои интересы. Поэтому были и попытки выяснять между собой отношения нашими руками. Чтобы этого не допустить у нас существовали службы, которые занимались изучением ситуации непосредственно на территории.

В 1986 году я вернулся в Фергану и продолжил служить. После окончания войны ветеранами Афганистана какое-то время занимался комсомол. Это было достаточно активное движение. А потом, когда Советский Союз развалился и не стало общественных структур подобных комсомолу, во многом люди оказались предоставленными сами себе. Это при том, что в 90-е и так в стране хватало чернухи. Сейчас наша общественная организация занимается поддержкой ветеранов. И мы, афганцы, находим язык с теми, кто принимал участие в антитеррористической кампании на Северном Кавказе, с теми, кто вернулся с СВО. Мы понимает друг друга как никто.

Главное, что я хочу сказать – основная ценность везде и всюду – это человек. Как солдат, как мастер, как специалист своего дела. Человеческая жизнь – она бесценна. На этом необходимо всегда стоять».

Ирина Колесник, фото Дарьи Чмировой и из личного архива Сергея Шонина