17 января во всем мире отмечается День детских изобретений. В преддверии этого праздника мы поговорили с Еленой Жарких – учителем информатики и математики ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 55 имени К. К. Рокоссовского». Под ее руководством там изучают робототехнику ребята, которые, очень может быть, внесут значимый вклад в развитие науки.
– Елена Сергеевна, расскажите, как в вашей школе появился кружок по робототехнике.
– Все началось с занятий в Луганском городском научном обществе учащейся молодежи, действующем при ЛНУ имени Владимира Даля. Изначально наши ребята занимались там физикой. Руководитель общества Людмила Георгиевна Негрешная своим примером работы с детьми вдохновила и меня вступить в их ряды. Там же можно было изучать и робототехнику. Я собрала группу старшеклассников, и мы начали ездить на занятия к Сергею Германовичу Воробьеву. Скажу честно: робототехника для меня самой тоже была чем-то новым, я училась вместе со своими учениками. А спустя год уже в нашей школе заработал кружок по информационным технологиям, где мы с ребятами учили программирование и попутно развивались в области робототехники.
– Занятия в кружке дали какие-то практические результаты школьникам?
– Да, те, кто этим всерьез заинтересовался, уже имеют успехи. Например, наш ученик Богдан Семоненко очно принял участие во Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ в городе Обнинске, где занял второе место. В марте 2023 года он стал призером конкурса научно-исследовательских работ НО «РМАН» и был награжден грамотой, подписанной министром ЛНР. А сейчас Богдан участвует во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике – он единственный из нашего города вышел на региональный этап. Помимо меня, здесь у него наставником является второй наш учитель информатики – Юлия Владимировна Калиниченко. Богдан занимался в нашем кружке робототехники, но ему интереснее всего именно программирование. В это направление он и углубился.
– С какого вообще возраста детям интересно заниматься робототехникой? Я читала, что проводятся занятия даже для дошкольников.
– Интерес есть у ребят уже с 5-6 класса. Хотя в прошлом году мне звонили и ученики 4-го и даже 3-го классов. В этом возрасте они уже могут работать с конструктором «Лего», собирать блоки. Если говорить об учениках младших классов, то им можно предложить заниматься с макетной платой, где не нужно ничего паять. Но сейчас практичнее всего нам вести занятия с детьми, которые учатся в 7-м и более старших классах. Это связано с тем, что многие мероприятия проходят в других российских регионах. И проще выезжать детям, у которых уже есть паспорт.
– А как вы оцениваете перспективы робототехники в плане детских изобретений? Есть возможность у юных изобретателей создавать что-то свое, принципиально новое?
– Да, дети могут очень многое. А технический прогресс сейчас идет действительно семимильными шагами. Те изменения, которые раньше происходили за столетия или десятилетия, сейчас занимают месяцы. Мир не стоит на месте, новые технологии проникают во все сферы нашей жизни. Техника заменяет человека повсюду, где это возможно и рационально. А у людей появляется таким образом больше времени на самообразование, что снова ускоряет прогресс. И современные дети растут уже в этих условиях. В нашем регионе очень много талантливых ребят. И им нужна поддержка, а также поощрение их стараний, огласка успехов.
– Что можно сделать нам всем – обществу, школе, семье, чтобы ребята раскрывали все свои способности?
– Нужна постоянная и активная работа по выявлению детей, которым интересна робототехника и которые хотят ее изучать. И, конечно, нам необходимы кадры среди учителей. Чтобы учителя могли дать что-то новое детям, они должны сами проходить обучение, быть в курсе всех изменений в отрасли. Именно наставники мотивируют ребят. Ну а семья может обеспечить ребенку поддержку. Даже если вы сами в этом совсем не разбираетесь – подойдите к своему ребенку, посмотрите, чем он занят, задайте вопросы.
Артем Рубаник, 11-й класс «А»:
– Робототехникой я заинтересовался в 9-м классе. Тогда мой двоюродный брат учился в Луганском государственном университете имени Владимира Даля на направлении «Мехатроника и робототехника». Кстати, сейчас он там уже работает. Брат часто приезжал ко мне домой и там занимался сборкой роботов. Естественно, я это видел, мне было интересно. А потом нам в школе предложили заниматься дополнительно робототехникой в университете имени Владимира Даля с преподавателем Сергеем Германовичем Воробьевым. А руководителем от школы стала Елена Сергеевна Жарких.
В университете мы использовали конструкторы, но мне хотелось продолжать занятия и дома. Поэтому я купил недорогой базовый конструктор, комплект стоит меньше 2 000 рублей. По необходимости к нему можно докупать детали. С помощью этого комплекта получается собрать самые разные устройства для автоматизации быта и не только. Например, на его базе мы делали датчик воды, который сигнализирует о наполняемости ванны. Его можно запрограммировать таким образом, что при определенном уровне воды на телефон приходит сообщение.
Сейчас у меня не получается уделить занятиям робототехникой так же много времени, как в прошлом году, потому что учусь в выпускном классе, и нагрузка выросла. Но я собираюсь поступать на эту специальность, связать с ней свою жизнь. Вообще заниматься робототехникой можно с раннего возраста. Уже лет в 12 школьник сможет усвоить базовые знания, причем как на дополнительных занятиях, так и самостоятельно – с помощью образовательных интернет-ресурсов.
Богдан Семоненко, 11-й класс «А»:
– Я увлекаюсь робототехникой уже 2 года. Конструктор не покупал, потому что мне интереснее всего писать код. Сейчас это занимает практически все мое свободное время. После школы я планирую поступать на программиста. Создавать что-то свое, решать все новые задачи – это очень интересно. Вообще это перспективная работа – нашей стране сейчас не хватает квалифицированных программистов. И это та сфера деятельности, где можно внести что-то новое.
Сегодня создать новый продукт можно даже в школьные годы. Главное – иметь хорошую идею. И возможности для успешной работы есть. Например, в прошлом году я побывал на Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку», которая проходила в городе Серпухов. Там были участники со всей России, а делегация из Луганска насчитывала около 50 человек. Я представил на конференции работу «Автоматизированная информационная система торговой деятельности предприятия». Это мероприятие оставило о себе самые лучшие впечатления, и появилось желание добиваться большего.
Ирина Колесник, фото Дарьи Чмировой